Портреты обычно пишут для того, чтобы люди запомнили или прославили того, кто изображён. Спаситель же создал Свой благодатный образ во имя исцеления человека от болезни. И уже этим Спас Нерукотворный изначально отличался от любого произведения искусства.
Священное предание повествует об этом событии так.
С 8 по 45 год по Рождестве Христовом правил небольшим государством Озроэной, расположенным в западной части Месопотамии, некто Авгарь V — Чёрный. Своё прозвание он получил потому, что был болен самой страшной формой неизлечимой болезни — чёрной проказой. Можно предположить, что все доступные средства были правителем использованы, но ничто не помогало. И тут узнал он от своих подданных, возвратившихся из Иерусалима, что появился там удивительный проповедник и целитель.
С письмом, в котором Авгарь приглашал Христа приехать в Эдессу и поселиться при дворце, был послан придворный живописец Анания.
Посланец безуспешно пытался пробиться к Спасителю сквозь окружавшие Его толпы народа или хотя бы сделать наброски Его Лика. Некоторые утверждают, что он не мог рассмотреть Лик Иисуса из-за того, что Его окружало сияние. Христос Сам подозвал Ананию, послав апостола Фому. Поехать в Эдессу Спаситель отказался, но обещал спасти Авгаря от неизлечимой болезни. Он попросил принести воду и убрус — чистое полотенце. Омыв лицо, Господь отёр его убрусом, и на ткани непостижимым образом возник Божественный Лик.
Получив это свидетельство милости Божией, правитель Эдессы исцелился, стал ревностным последователем Христа и привёл к христианству своих подданных. Плат же был прикреплён к «доске негниющей» и помещён над воротами Эдессы. Впоследствии Русь усвоила эту традицию, и образ Спаса Нерукотворного нередко помещался над городскими воротами и на воинских стягах. Через некоторое время один из правителей Озроэны вернулся к язычеству, и для того, чтобы спасти святой образ, пришлось замуровать его в нише городской стены с зажжённою лампадою. Место это, тайну которого христиане передавали от отца к сыну, через четыре столетия было забыто.
Однако в 545 году, когда Эдесса была осаждена войсками персидского царя Хозроя, епископу Евлалию по молитве была открыта тайна местонахождения Нерукотворной иконы. В нише под кирпичной кладкой нашли прекрасно сохранившийся образ — Спас на убрусе с горящей перед ним лампадой. А ещё там обнаружили отпечаток Божественного Лика на керамиде — керамической плите, закрывавшей нишу. И свершилось чудо: после общегородского молебна перед Образом войска неожиданно сняли осаду и покинули пределы страны.
С той поры икона Спас Нерукотворный существует в двух вариантах — изводах:
1) Святой Убрус
Лик изображён на полотенце. Четыре столетия главная городская святыня Эдессы пребывала в городе, а в 944 году была торжественно перенесена в Царьград — Константинополь. По преданию, в 1204 году Святой Убрус, захваченный крестоносцами, опустился в пучину моря вместе с множеством иных православных святынь на попавшем в бурю корабле. Но списки с этого образа, известные начиная с VI века, остаются свидетельством великого чуда, сотворённого Христом.
2) Спас на чрепии
Лик изображён на керамической плитке, то есть на черепице. Один из самых замечательных списков со Спаса на чрепии находится в Третьяковской галерее. Считается, что создан он в XII веке в Новгороде. То есть это уже список со списка.
3) Плат Вероники
На нём Спаситель представлен в терновом венце с каплями крови, стекающими по Его Лику. Образ этот создан на основании легенды о плате Вероники. В ней говорится о том, что на пути к Голгофе, когда истерзанный римскими воинами Иисус с тяжёлым крестом на плечах шёл по улицам Иерусалима, в толпе его сопровождали рыдающие женщины. Одна из них — Вероника — пробилась сквозь охрану и подала Иисусу платок. Он отёр кровь и пот, и на плате появился Нерукотворный Лик.
Православная Церковь эту легенду признаёт недостоверной. Католическая почитает Веронику святой и хранит три реликвии Плата — в соборе Святого Петра в Риме, в маленьком городке Маноппелло в провинции Абруццо и в монастыре святого Лика в испанском городе Аликанте. Идут бесконечные споры о том, какая из этих реликвий подлинная…