Найти тему

Три извода иконы Спас Нерукотворный

Оглавление

Портреты обычно пишут для того, чтобы люди запомнили или прославили того, кто изображён. Спаситель же создал Свой благодатный образ во имя исцеления человека от болезни. И уже этим Спас Нерукотворный изначально отличался от любого произведения искусства.

Спас Нерукотворный. Спас на чрепии. Вторая половина XII в. Третьяковская галерея, Москва
Спас Нерукотворный. Спас на чрепии. Вторая половина XII в. Третьяковская галерея, Москва

Священное предание повествует об этом событии так.

С 8 по 45 год по Рождестве Христовом правил небольшим государством Озроэной, расположенным в западной части Месопотамии, некто Авгарь V — Чёрный. Своё прозвание он получил потому, что был болен самой страшной формой неизлечимой болезни — чёрной проказой. Можно предположить, что все доступные средства были правителем использованы, но ничто не помогало. И тут узнал он от своих подданных, возвратившихся из Иерусалима, что появился там удивительный проповедник и целитель.

С письмом, в котором Авгарь приглашал Христа приехать в Эдессу и поселиться при дворце, был послан придворный живописец Анания.

Посланец безуспешно пытался пробиться к Спасителю сквозь окружавшие Его толпы народа или хотя бы сделать наброски Его Лика. Некоторые утверждают, что он не мог рассмотреть Лик Иисуса из-за того, что Его окружало сияние. Христос Сам подозвал Ананию, послав апостола Фому. Поехать в Эдессу Спаситель отказался, но обещал спасти Авгаря от неизлечимой болезни. Он попросил принести воду и убрус — чистое полотенце. Омыв лицо, Господь отёр его убрусом, и на ткани непостижимым образом возник Божественный Лик.

Получив это свидетельство милости Божией, правитель Эдессы исцелился, стал ревностным последователем Христа и привёл к христианству своих подданных. Плат же был прикреплён к «доске негниющей» и помещён над воротами Эдессы. Впоследствии Русь усвоила эту традицию, и образ Спаса Нерукотворного нередко помещался над городскими воротами и на воинских стягах. Через некоторое время один из правителей Озроэны вернулся к язычеству, и для того, чтобы спасти святой образ, пришлось замуровать его в нише городской стены с зажжённою лампадою. Место это, тайну которого христиане передавали от отца к сыну, через четыре столетия было забыто.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678. Третьяковская галерея, Москва
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678. Третьяковская галерея, Москва

Однако в 545 году, когда Эдесса была осаждена войсками персидского царя Хозроя, епископу Евлалию по молитве была открыта тайна местонахождения Нерукотворной иконы. В нише под кирпичной кладкой нашли прекрасно сохранившийся образ — Спас на убрусе с горящей перед ним лампадой. А ещё там обнаружили отпечаток Божественного Лика на керамиде — керамической плите, закрывавшей нишу. И свершилось чудо: после общегородского молебна перед Образом войска неожиданно сняли осаду и покинули пределы страны.

С той поры икона Спас Нерукотворный существует в двух вариантах — изводах:

1) Святой Убрус

Лик изображён на полотенце. Четыре столетия главная городская святыня Эдессы пребывала в городе, а в 944 году была торжественно перенесена в Царьград — Константинополь. По преданию, в 1204 году Святой Убрус, захваченный крестоносцами, опустился в пучину моря вместе с множеством иных православных святынь на попавшем в бурю корабле. Но списки с этого образа, известные начиная с VI века, остаются свидетельством великого чуда, сотворённого Христом.

2) Спас на чрепии

Лик изображён на керамической плитке, то есть на черепице. Один из самых замечательных списков со Спаса на чрепии находится в Третьяковской галерее. Считается, что создан он в XII веке в Новгороде. То есть это уже список со списка.

3) Плат Вероники

На нём Спаситель представлен в терновом венце с каплями крови, стекающими по Его Лику. Образ этот создан на основании легенды о плате Вероники. В ней говорится о том, что на пути к Голгофе, когда истерзанный римскими воинами Иисус с тяжёлым крестом на плечах шёл по улицам Иерусалима, в толпе его сопровождали рыдающие женщины. Одна из них — Вероника — пробилась сквозь охрану и подала Иисусу платок. Он отёр кровь и пот, и на плате появился Нерукотворный Лик.

Эль Греко. Плат Святой Вероники. 1580. Частная коллекция
Эль Греко. Плат Святой Вероники. 1580. Частная коллекция

Православная Церковь эту легенду признаёт недостоверной. Католическая почитает Веронику святой и хранит три реликвии Плата — в соборе Святого Петра в Риме, в маленьком городке Маноппелло в провинции Абруццо и в монастыре святого Лика в испанском городе Аликанте. Идут бесконечные споры о том, какая из этих реликвий подлинная…