Вообще, историю гениального мастера укие-э и просто прикольного мужика рассказывали много раз - как ни как это знаковая фигура, не только в истории искусства Японии, но и всего мира. Однако, сегодня у нас на растерзание обзоре только два, зато какие!
1. Фильм: "Рисунки Хокусая"
Hokusai manga
год: 1981
Режиссер: Канэто Синдо
Начну с того, что картина, по крайней мере в нашем понимании, не совсем байопик. А точнее - вообще не байопик. Да, она опирается на какие-то основные факты из жизни художника, но не следует классическому "родился\учился\женился" повествованию. Режиссер прежде всего концентрирует внимание на мире, каким его видел герой. Хокусай в этой картине форменный хулиган и дочка его такая же. Вдвоем они радуют зрителей забавными шутками, иногда ниже пояса, и язвительными пассажи в сторону других персонажей.
Отдельно хотелось бы отметить красиво снятое "путешествие Хокусая", в котором в интересной манере показаны его самые знаменитые работы. Главный герой идет по равнине, оглядывается назад - а там, на гору Фудзи падают розовые солнечные блики. И вот, перед нами "Южный ветер. Ясный день". Короче говоря, монтаж с горой вообще очень впечатляет. Фантазии художника со осьминогом тоже занятные, но это уже 18+ . Там вообще много обнаженных тел. Осторожнее)
2. Аниме: "Мисс Хокусай"
Sarusuberi: Miss Hokusai
год: 2015
Режиссер: Кэйити Хара
Официальный синопсис гласит: Профессиональный художник Тэцудзо в свои пятьдесят может гордиться клиентами со всей Японии. Каждый день он создает неповторимые произведения искусства — от гигантского портрета Бодхидхармы на листе бумаги площадью 180 квадратных метров до пары воробьев на рисовом зернышке. Вспыльчивый, чересчур саркастичный, равнодушный к сакэ или деньгам, он потребует целое состояние за работу, которая его по-настоящему не заинтересует. Третья из четырёх дочерей Тэцудзо, рождённая от второго брака, прямолинейная 23-летняя О-Эй унаследовала талант и упрямство отца. Она часто рисует вместо него, но никогда не оставляет своей подписи (с) кинопоиск
В противовес фильму, аниме очень серьезное. ПРЯМ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ. В основе рекламной компании, по крайней мере на просторах русскоязычного интернета, взят довольно странный тезис о недостаточном освещении вклада О-Эй в работы отца. Хотя, напоминаю, в фильме она ключевой персонаж. Такое ощущение, что американские братья сбросили на японцев бомбу феминизма, и те, дабы влететь в тренды, развернули историю под таким углом.
Однако, надо заметить, что вот младшая дочь, сестра О-Эй упоминается только тут. В фильме о ней вообще не слова, а жаль. Сказать что картина поднимает какие-то сложные проблемы тоже не получается, хотя нарисовано все приятного глазу.