Мы стартуем серию интервью с наиболее перспективными фрешменами уфимского андеграунда, и первым нашим собеседником стал молодой человек Мирный_Герцог, с кем мы пообщались на одном тинейджерском тусиче, посвященном его совершеннолетию.
ufacitypimpin: «У меня есть ответ, не найдется ли у вас вопроса?» – говорил один из кинорежиссеров прошлого. Ты тоже, когда в первый раз услышал про возможность сделать интервью, отреагировал с энтузиазмом: «Да, мне есть что сказать!» Вот ты сейчас в довольно уникальной ситуации, что первого вопроса нет – и говоришь ты сам…
Мирный_Герцог: Мне есть сказать про музыку свою… почему бы и нет? В общем, делал я, значит, гранж, когда подростком еще только стал. Никто не понимал то, что я делаю. Все не выкупали. Но в итоге я решил, что ни с одной рок-группой более сотрудничать не буду, распустил свой коллектив.
ucp: Прямо так и сказал: «Пошли нахрен!», да?
М_Г: Так и было [угарает]. Решил дальше двигаться сольно, и как раз стал популярным новый рэп. И я подумал: почему бы и не делать рэп? Только более мрачный, альтернативный, роцковый такой. Короче развиваю рок сквозь призму рэпа.
ucp: Смотри, все знают, как на самом деле переводится Мирный_Герцог, даже в комментариях стебутся: мол, зачем чувак себя назвал в честь бородатого, из школьных лет, прикола? Ты при этом отрицаешь, что твой псевдоним с вот этим связан… но если не с этим, то с чем? Легенда какова?
М_Г: Это очень интересная легенда. Изначально герцоги были военачальниками, военными вождями – были, соответственно, воинственными. И в принципе герцогов было мало, всё же высший титул у дворянства европейского.
ucp: Ну да, по сути, выше только короли. Отдельные большие территории (Бавария с Бургундией, к примеру) в прошлом были герцогствами, тот же Люксембург поныне существует…
М_Г: Именно. Поскольку в музыке я не такой, как все, то раз уж герцоги встречаются нечасто, мирный герцог (не воинственный!) и вовсе я один. Других не существует.
ucp: Ха-ха, ловко вывернулся! Твоя гёлфренд, кстати, будет здесь сегодня вечером?
М_Г: Моей гёлфренд тоже, кстати говоря, не существует!
ucp: Просто подходила как-то на концерте твоем сольном в конце августа твоя подружка и сказала о тебе такую фразу интересную: там Герцог раздает автографы и мерч, общается с поклонниками… ненавижу его в такие моменты, мол, опять потом придет ко мне и будет извиняться, что он на сцене один, а в жизни другой. Что это за история разных личностей?
М_Г: Блин, на самом деле я их разделяю. Есть Евгений Васильев и есть Мирный_Герцог, его альтер-эго. Во мне живут они оба, но считаю, что сценический образ должен отличаться от меня повседневного. Естественно всё то, что я пишу, со мной реальным совпадает, в то же время гиперболизируется. То есть я пишу, можно сказать, не совсем о себе. Мирный_Герцог – вымышленный персонаж. Литературу мы все изучали как минимум в школе? Ну, вот лирический герой.
ucp: Общепризнанно и в чём-то даже несколько банально то, что рэп стал новым роком, новым панком, новым хардкором. Слишком много реперов новой школы собирают живые составы, отходят от речитатива как канона, и вот это всё. Но чем, по-твоему, такая ситуация могла бы объясняться? Не тем ли, грубо говоря, что рэп на русском языке, по сути, провалился? Типа большинство из реперов отстойные поэты и пытаются своё брать чем-нибудь еще (животным драйвом, слёзовыжималкой или, например, навалом звука)?
М_Г: Я согласен с тезисом о том, что рэп есть новый рок. Сегодня, видя субкультуру новой школы, понимаешь – это же не рэп! Я изначально начал слушать тот рэп, что был ближе к року. Первые из «рэперов», которых в детстве слушал на кассетах, были Beastie Boys, Gorillaz и Limp Bizkit. Русский рэп в олдскульном варианте всё-таки скорее провалился как продукт, но лирика у нас в стране традиционно сильная – возьмем Есенина хотя бы…
ucp: Классики-то, да. К ним нет вопросов. Но сегодня-то всё грустно… даже «виртуоз» Оксиминог, по сути, просто выпускник нездешнего филфака и берёт ученостью. Со временем восприниматься будет максимум как Бродский новой школы рэпа, а того же Бродского у нас в стране котирует ну очень специфическая публика, устойчивое меньшинство. В отличие от Пушкина с Есениным.
М_Г: Ну так и есть, по сути, да.
ucp: И что в целом до хип-хоп культуры, та в нашей стране парадоксально только на этапе новой школы (полноценным рэпом, как мы выше выяснили, не являющейся) стала опираться на районы и кварталы, на соседские структуры и сообщества. Тогда как в 90-х / нулевых аудиторию на блоках, на районах плотно за собой удерживали русский рок, блатняк и евродэнс. Рэп считался чуть ли не зашкварным делом, был представлен в основном артистами / проектами продюсерскими – от Bad B и Дэцла до Тимати и Лигалайза, т.е. в основном столичными «мажориками». Расскажи нам о своем районе и о том, как твой район определил тебя в артисты и что дал тебе?
М_Г: Я вырос на Зелёнке, Иремеле. Все, кто знает песни Фейса, вспомнят строчку «Иремель Аврора банда», всякое такое. Криминал на улицах я тоже видел, когда был малым шкетом, сидевшим дома и игравшим на гитаре гранж. В основном никто тогда не выкупал за то, чем я был занят – рок, альтернатива, панк. Но в целом на районе было весело. Я очень по нему скучаю, потому что в какой-то момент переехал. А на моем третьем альбоме будет много референсов к моему тогдашнему образу жизни: как я играл на Иремеле на гитаре за деньги, например. А не так давно снесенная заброшка на Онежской – вообще место культовое. Я там побывал одним из первых, когда только появился доступ, и когда там было еще чисто, не загажено. Еще чуть раньше это здание заброшенной школы было криминальным местом, по делюге решали местные…
ucp: Ну да, на месте нынешних высоток раньше частный сектор был, бараки, а рядом старое кладбище. Контингент соответствовал… В продолжение темы локальных корней: была не так давно история, что школота из 5-го лицея и 119-й, Аврора против Иремеля, забивали стрелку на предмет, кто круче – Фейс или Бульвар Депо…
М_Г: Серьезно? [угарает]
ucp: Да! Причем как раз подобные истории обогащают субкультуру, придают объему. Например, Бульвар Депо щас стал героем глянца, Фейс и вовсе нынче народный артист №1. Кого-то знаешь из людей, которые одновременно с ними стартовали, но не прогремели так же сильно?
М_Г: Ну, я общался с Максом (Бэйсик Боем), который тоже популярен на сегодня, но до уровня вот этих двух, конечно, не дотягивает. Хотя вместе с Артёмом (Депо) они мутили в группировке YUNGRUSSIA. Общался с Саней (43ai), знакомство наше было интересным: я помогал обилечивать публику на его сольном концерте в Уфе. Ну и со многими другими реперами из Уфы, которые в то время начинали, тоже хорошо знаком.
ucp: 12-й примерно год?
М_Г: Даа… YUNGRUSSIA / DOPECLVB, туса Фейса, Гагар вон с Костей Куртом92 сейчас тусует. С Костей тоже я в хороших отношениях. Всё это очень интересно и на самом деле немного обидно: они вылезли с низов и стали очень популярными, а я пока так и не вылез. Мы же с одного района! [смеется] Я, когда еще был мелкий, видел флопы (одноцветные граффити на скорую руку. – прим. ред.) Депо, еще не зная даже о его существовании…
ucp: Или вот Фейс, недавно тут рассказывали, гардеробщиком на разных пати подрабатывал, когда писал еще первые демки…
М_Г: С Фейсом я пересекался всего раз в жизни, мы с ним просто поздоровались однажды.
ucp: Логично вытекающий вопрос – твой личный топ-3 местных, никуда пока не переехавших рэп-деятелей, заслуживающих прославиться прямо завтра?
М_Г: На самом деле очень сложно выбрать. Те, кого я выделил бы, вряд ли вообще прославятся. Реальный андеграунд из Зелёнки. Первого зовут Akira Mane, учился в моей школе старше на два года, у меня с ним два фита имеется. Он с музыкой сейчас почти не контачит, очень редко выпускает синглы и альбомы, а раньше часто менял никнеймы, ввиду чего просрал свою популярность. Если бы не это, если бы не удалял все песни, он бы явно достиг большего. Второй мой фаворит – Bankroll Exp. Он тоже из Зелёнки, тоже с моей школы, одноклассники с Akira Mane. С ним тоже две совместки было у меня. Тоже крут и тоже щас по музыке не двигается.
ucp: Вон на второй шоуофф он не явился и не выступил опять же…
М_Г: Да-да-да. А третьим всё же назову реального героя завтрашнего дня, почти уже звезду – и это 100 процентов KURT92.
ucp: Ну да, мы в телеграм-канале, всех на местности отслеживая, много о нем пишем и пытаемся анализировать природу не-успеха Кости. То есть: пока-не-успеха. Шаг вперед и два назад. Мы думаем, он сам сидит порой, офигевает, почему же не выстреливают его дропы. Ну и раз уж заодно упомянули телеграм-канал, который заведен в начале сентября, как бы оценил эту краткую, но все-таки аналитику ты? Насколько этакий exposure нужен андеграундным артистам города?
М_Г: Когда канал чуток раскрутится, он станет интереснейшей альтернативой. Потому что вы пытаетесь писать про настоящие уфимские движухи, а не брать вот эти не особо интересные уже кому-то интервью с Бульвар Депо и Лауд, которые живут на самом деле в Питере, «парнями из Уфы» давно уже не являются. А тем, кто пишет про уфимский движ, уфимских фрешменов, уфимский андеграунд, я могу лишь пожелать развития и еще раз развития! Большой респект.
ucp: Вопрос о планах. Для читателей отметим, что сейчас общаемся в преддверии концерта, посвященного дню рождения нашего собеседника. И за час до начала мероприятия он дропнул жирный шлягер «Funeral of Love», такой гранжовый очень. Чем еще порадуешь в ближайшее время?
М_Г: Уже 12 ноября выйдет моя новая ипишка (мини-альбом на момент публикации вышел. – прим. ред.) с более альтернативным рок-звучанием. Потому что, честно говоря, мне даже несколько поднадоело делать рэп…
ucp: Ну раз не рэп, ты будешь петь?
М_Г: Я буду и читать, и петь, и скримить-гроулить. Вообще 12 ноября – день рождения моей бывшей…
ucp: Это посвящение?
М_Г: Это полностью посвящение ей.
ucp: То есть ты до сих пор ее любишь?
М_Г: До сих пор не люблю [смеется]. Когда она меня бросила, мне было очень плохо, и я написал это всё за неделю.
ucp: Недавно всё это, выходит, было?
М_Г: Да нет, уже достаточно давно. То есть на момент концерта в августе, когда она представилась моей подружкой, мы уже не встречались [ржет]. В общем, альбом будет по настроению депрессивный а-ля Nirvana.
ucp: Как лирический герой изменится в сравнении с предшествующими релизами?
М_Г: Интересно то, что ранее лирический герой со мной не совпадал, а ныне я пишу буквально о самом себе. Каждое слово там про меня, Евгения Васильева. Кроме предстоящего релиза поделюсь инфой, что у меня совсем недавно появился менеджер. Она – один из оргов местной промо-группы SHAU KARAU, и у нас пока пробный период. Надеюсь, мы сработаемся. А еще заканчиваю колледж скоро и планирую по городам поехать следующим летом, ночевать у знакомых, вписываться на тусичи, пиариться тем способом, который был в 80-90-х, face-to-face. Допустим, моя мама как-то очутилась на концерте группы Телевизор, но не знала, кто они. Узнала позже. А тогда в 80-е пришла такая: о, прикольно, рок-концерт! Хочу вот так же двигаться, а то я в продвижении посредством интернета мало разбираюсь и хотел бы по старинке это делать.
ucp: Получается, что ты олдфаг? Винил, CD, кассеты, old good times…
М_Г: Да! Забавно то, что я не стар, но у меня компьютер первый появился лишь в 2008 году, а до него я музыку всё детство слушал только на кассетах и играл на Денди – даже несмотря на то, что в нулевые это не считалось актуальным. Мне всегда это ужасно нравилось, и для меня все эти штуки (VHS- и аудио-, пачки от винтажных сижек 90-х и т.д.) реально с детства фетиш.
ucp: Заметили сегодня на твоих запястьях две татуировки: одна совсем ужасная, вторая – типа со смыслом. Что они значат?
М_Г: Знак пацифик – первая моя татуировка вообще. И я набил ее в пятом классе, потому что был реально мелким глупым п...дюком. Мне в школе одноклассница сказала: погляди, что можно сделать, потом сотрется... [хохочет]
ucp: Ор, сука… ахахахахах!
М_Г: Я такой: «А прикольно!» Начал набивать… и до сих пор не стерлась [угарает]. А эту набивал уже в более осознанном возрасте в салоне: буква М с крестом, которые обозначают, соответственно, Деву Марию с Иисусом Христом. Католический такой момент.
ucp: Причем католицизм тут?
М_Г: Я – верующий человек, но верю во все религии одновременно. Ветви христианства я не разделяю.
ucp: Да ты, батенька, экуменист сраный! От теологии давай вернемся к музыке, хотя вопрос, пожалуй, впишется и в ту тематику, и в эту. Почему твоя фэн-база, пусть и маленькая, но довольно преданная, демонстрирует по отношению к тебе такой благоговейный трепет, словно ты какой-то чёртов проповедник в раннехристианской секте?
М_Г: Ну да, меня воспринимают как кумира.
ucp: Чем ты это объясняешь? Не задумывался: может, это некий над тобою коллективный стёб?
М_Г: Нет, всё дело именно в моей довольно экспрессивной подаче. Каждый гиг – как некая мистерия, почти религиозный опыт. Мне обычно на концертах сносит башню, я веду себя, как Курт Кобейн… окей, да, Курт Кобейн. Ведь я и в детстве под него косил.
ucp: Что напоследок скажешь нашим читателям? Чем ты можешь интересен быть читателям в годах, читателям далеким от всей этой субкультуры?
М_Г: Если вам не нравится мое звучание, то почитайте мои тексты. Я в них очень много вкладываю, применяю разные литературные приемы, добиваюсь определенной метафоричности. Ведь изначально я поэт. В детстве мне в рок-музыке не нравилось, что там не развернешься с лирикой, а в рэпе развернуться с этим можно, так что я пытаюсь совмещать достоинства того и этого.
Мирный_Герцог ВКонтакте: https://vk.com/normal_title
Фото: Алина Алексеева