Найти тему
Русский мир.ru

Космическая миссия Пашкова

Более полутора тысяч спутников работает сегодня на околоземной орбите. С двумя сотнями из них преподаватель Саранского политехнического техникума Дмитрий Пашков постоянно поддерживает связь. К этой армаде аппаратов скоро присоединится еще один: Дмитрий со студентами начинает собирать космический спутник.

Текст: Евгений Резепов, фото: Андрей Семашко

Мы стоим на крыше Саранского политехнического техникума. Смотреть тут, правда, уже не на что. Антенны, с помощью которых Дмитрий поддерживал связь с космическими спутниками, временно демонтировали. Лаборатория, располагавшаяся под крышей, переезжает на третий этаж – в кабинет, где есть хорошая вентиляция. Пока Дмитрий все это объясняет, его не раз прерывает звонок мобильного телефона. «С утра звонят! – жалуется он. – Будто я какое-то космическое агентство!»

С крыши техникума — в космос!
С крыши техникума — в космос!

УЛЬЯНА. АННА. БОРИС

Преподаватель и системный администратор Саранского политехнического техникума 32-летний Дмитрий Пашков стал известен после того, как сумел получить фотографию солнечного затмения на Земле с высоты 700 километров. В марте 2015 года, в момент солнечного затмения, он перехватил сигнал с действующего российского метеоспутника «Метеор-М2», который находился в районе Северного полюса. Эксклюзивные фотографии Дмитрий выложил в Интернет. После чего ему позвонил генеральный директор «Российских космических систем» Андрей Тюлин и пригласил на работу. Знакомые Дмитрия удивились, когда он отказался. А сам Пашков не видит в этой истории ничего особенного. Гораздо сложнее бывает, говорит он, когда обращаются владельцы космических спутников с просьбой восстановить связь и принять телеметрию.

Оборудование Дмитрия Пашкова постоянно записывает сигналы около 200 аппаратов – метеорологических, студенческих, коммерческих спутников с открытыми протоколами. То есть у радиолюбителей есть возможность принимать информацию с этих спутников: фотографии, аудио, некоторые даже видео передают с орбиты.

…В руке Дмитрия рация, по которой он постоянно обращается к своим коллегам, ожидая, когда кто-нибудь выйдет на связь. «Радио четыре. Ульяна. Анна. Борис. Как меня слышите? Прием!» – произносит он свой позывной – R4UAB. Помолчав, извиняется за молчание в эфире: «Никого нет… Все заняты делами». Потом смотрит на меня и спрашивает: «Какие еще есть вопросы? Обычно меня спрашивают, почему я тут, а не в Москве».

В самом деле, почему?

Эта плата осталась на память от участия в проекте KICKSAT-1
Эта плата осталась на память от участия в проекте KICKSAT-1

КЛЮЧ ОТ ВЫХОДА В КОСМОС

Мы покидаем крышу и спускаемся по пыльной бетонной лестнице. Закрываем за собой решетчатую дверь, на которой висит большая табличка: «Ключ от двери на крышу находится на вахте». Я думаю, что, когда на крышу вернут антенны и оборудуют лабораторию, вместо этой таблички смело можно вешать другую: «Ключ от выхода в космос находится на вахте».

В кабинете, который отдан под лабораторию, пустые стены и столы с компьютерами. Дмитрий кладет рацию на компьютерный блок и просит не удивляться: «Никакой громоздкой аппаратуры сейчас у радиолюбителей нет. Поменялся облик радиолюбителя!»

Дмитрий показывает плату зеленого цвета с желтыми отверстиями. Она хранится с того времени, когда Пашков участвовал в разработке миниатюрного наноспутника для американского модуля KICKSAT-1. Проект был реализован на деньги жертвователей, в числе которых был и Дмитрий. Из США ему прислали бандероль с платами и деталями, которые он запрограммировал и отослал обратно. Но из-за всплеска солнечной радиации миссия KICKSAT-1 закончилась неудачно, и сигнал от собственного, пусть и мини-спутника Дмитрий не принял. В следующем проекте – KICKSAT-2, который спонсировало NASA, – Дмитрий участвовать не стал. Но с идеей иметь собственный спутник в космосе не расстался. Скоро вместе с коллегами и студентами он будет в стенах техникума собирать спутник. База для его создания есть. И даже соглашение о намерениях сторон, можно сказать, уже подписано…

"Радио четыре. Ульяна. Анна. Борис", — произносит свои позывные в эту рацию Дмитрий
"Радио четыре. Ульяна. Анна. Борис", — произносит свои позывные в эту рацию Дмитрий

КАРТОФЕЛЬ И КОСМИЧЕСКИЕ ГЛУБИНЫ

С самого начала атмосфера здесь напоминает мне роман Алексея Толстого «Аэлита». Помните то знаменитое объявление о полете на Марс инженера М.С. Лося, приколоченное гвоздиками к облупленной стене, которое читал корреспондент американской газеты? Вот и тут все кажется таким же странным. Обычный городской техникум, где готовят поваров, парикмахеров, инженеров-технологов, программистов, а на вахте сидит дежурная, обсуждающая с техничками погоду и сроки выкапывания картофеля. И здесь же – исследование космических глубин…

Инженер Лось и Марс вспоминаются не случайно. Самый удаленный от Земли спутник, с которого Дмитрий сумел принять сигнал, американский аппарат на орбите Марса. Это пока самое значительное достижение Дмитрия по дальности проникновения в космос. Случилось оно летним днем 2017 года.

Скромный преподаватель городского техникума получает телеметрию с двух сотен космических аппаратов
Скромный преподаватель городского техникума получает телеметрию с двух сотен космических аппаратов

– Я выбрал марсианский спутник американцев сообразно своим возможностям. Не знаю, как на всей планете, но в России я, скорее всего, единственный радиолюбитель, который забрался так далеко и получил сигнал этого спутника, – не без гордости говорит Дмитрий. – У меня задача какая? Довести оборудование до такого уровня, чтобы связываться практически с любым спутником. Чем дальше, тем сложнее и интереснее. Пока предельная точка – Марс. Ну а чтобы оттуда изображение или видео получить, нужна тарелка размером с наш техникум.

КАРТИНКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

После окончания школы в родной Рузаевке Дмитрий пошел работать на завод «Рузхиммаш», где за пять лет перепробовал специальности плотника, стропальщика, строителя и ремонтника. В Рузаевском политехническом техникуме его попросили помочь создать сайт учебного заведения, а потом он помог с установкой программного обеспечения. Затем рузаевский и саранский техникумы объединили, и Дмитрий стал работать в двух городах преподавателем и системным администратором. От продолжения заочного обучения на электротехническом факультете он отказался по семейным обстоятельствам: родились две дочери. И только для радиосвязи с космическими аппаратами Пашков всегда находил время.

Дмитрий считает, что интерес к радиосвязи он унаследовал от своего дедушки – Ивана Сергеевича Шадрина. Офицер военной связи хранил в доме много книг и справочников по специальности. Немало информации внук почерпнул и из подшивок журнала «Радио», подписчиком которого дед являлся многие годы. Сам Иван Сергеевич радиосвязью на пенсии не занимался. Но когда внук стал в сарае собирать радиоприемники, консультировал его и в помощи не отказывал. А еще Дмитрию повезло в том, что недалеко от дома располагался Центр дополнительного образования, в котором кружок юных техников вел сотрудник МЧС Равиль Кугушев. Когда шестиклассник Пашков записался в кружок, Кугушев сразу понял, что учить новичка нечему. Стал Дмитрий помощником руководителя кружка, а иногда и замещал его. Это сейчас устройства собирают из готовых модулей. А Дмитрий застал еще время, когда юные радиолюбители работали с паяльниками и кислотами, которыми травили платы.

Желание поймать сигнал из космоса появилось у Дмитрия после того, как он прочитал, что с космических спутников передают изображения в образовательных целях. Правда, к тому моменту из-за недостатка времени, которое тратилось на работу, учебу и семью, он радиолюбительство подзабросил. Но когда узнал, что из космоса можно принимать изображения, загорелся. Для связи с космическими аппаратами нужно было самому собрать антенны. И у него получилось! Первый раз изображение он получил в 2011 году с МКС. Эти изображения передаются с целью популяризации достижений российской космонавтики среди школьников. Но, как понял Дмитрий, сейчас в России мало кто этим занимается.

Пашков первым принял сигнал с первого эстонского спутника
Пашков первым принял сигнал с первого эстонского спутника

ОТКРЫТКА ОТ ПРЕЗИДЕНТА

На картинках, предназначенных для школьников, Дмитрий решил не останавливаться. Оборудовав дома специальную станцию и получив лицензию, он стал пробовать связываться с космическими аппаратами, которые находятся на околоземной орбите. Причем чем «умнее» был спутник, тем больше нужно было Дмитрию совершенствовать оборудование. Возник интерес: получится или не получится? Первой победой Дмитрия стал прием сигнала со спутника UO-11, запущенного еще до его рождения, в 1984 году, группой энтузиастов университета английского Суррея. Считается, что с этого аппарата началась эра студенческих спутников в космосе. UO-11 свое давно отработал: он числится «полуживым» и выходит на связь только тогда, когда на нем заряжаются солнечные батареи. Однако Дмитрий считает, что этот спутник еще, может быть, и его переживет. «Раньше на славу делать умели! – говорит Дмитрий. – Знаете, сколько летает старых спутников, которые до сих пор работают? А новые – ломаются через полгода. Если так напишете, то кто-то может и обидеться…».

В архиве Дмитрия хранится открытка от президента Эстонии. В ней – благодарность за то, что Пашков первым принял сигнал от первого эстонского спутника, ESTCube-1, разработанного студентами Тартуского университета. По орбите Рузаевка расположена раньше, чем Эстония (по времени это полтора часа), и потому Дмитрия специально попросили принять сигнал с эстонского спутника, чтобы убедиться в его нормальной работе. Почему попросили именно его, Дмитрий знает. Такой станции, как у него, нет ни у кого из радиолюбителей на европейской территории России. Есть у Дмитрия и благодарственное письмо от президента Литвы: Пашков был среди трех радиолюбителей, которые раньше всех приняли сигнал от первого литовского спутника, запущенного Вильнюсским университетом.

– Эти университетские спутники маленькие по размеру, – объясняет Дмитрий. – Мощность большую иметь не могут, для приема их сигналов надо иметь хорошую приемную станцию и большие антенны на Земле. А вплоть до Уральских гор нет никого, кто бы смог принять сигнал со спутников. На всю страну есть человек пятьдесят радиолюбителей, которые работают со спутниками. Но если говорить о профессиональном уровне радиосвязи любителей с космическими аппаратами, то на это способен только я и еще один радиолюбитель, с Дальнего Востока, чье имя неизвестно.

Частота приема сигнала меняется по мере движения спутника. И для его отслеживания требуется немало времени. Движение спутника отслеживает специальная программа, а специальные устройства поворачивают антенны. Но это сейчас. А раньше Дмитрий поднимался на крышу своей пятиэтажки и вручную направлял антенну. В 2014 году, к моменту контактов с прибалтийскими спутниками, антенны у Пашкова были на автоматизированном управлении. После этих удачных контактов рузаевский радиолюбитель убедился, что может работать на своем оборудовании с космическими аппаратами на профессиональном уровне. От частных российских и иностранных компаний он стал получать заказы на разработку оборудования для приема сигналов космических аппаратов. К Дмитрию нередко обращаются и транспортные компании, которым требуется с помощью космических спутников отследить перемещение своих судов.

Студентов, которые будут собирать спутник, соберется гораздо больше
Студентов, которые будут собирать спутник, соберется гораздо больше

РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В 2015 году одна частная космическая компания запустила два новых аппарата, которые со временем перестали выходить на связь. Их посчитали вышедшими из строя. А Дмитрий обнаружил сигналы этих спутников и сообщил о них компании. Подружились.

Потом сотруднику этой компании, который ведет в Интернете посвященный космосу блог, понадобился снимок того, как выглядит солнечное затмение на Земле, если наблюдать его с Луны. Он предупредил, что специалисты «Роскосмоса» отказали ему в этой просьбе. Дмитрий вошел в контакт с российским метеорологическим спутником «Метеор-М2» и получил нужную фотографию. После ее публикации в блоге популяризатора космонавтики Виталия Егорова имя Дмитрия Пашкова и стало известно широкой публике. Его пригласили в государственную корпорацию «Роскосмос», провели экскурсию и в виде исключения позволили посмотреть на работу Центра управления полетами. Из той поездки Дмитрий привез шеврон со скафандра космонавта, побывавшего в космосе, желание продолжать работать в своем техникуме, намерение совершенствовать свою аппаратуру. А еще у него появились новые друзья – теперь и в «Роскосмосе». Кстати, друзей у Дмитрия в мире что звезд в небе. Многочисленные радиолюбители, опытные и начинающие, обращаются к нему за советами. Некоторым Дмитрий помогает, высылая бандеролями за свой счет нужные детали…

Несколько лет назад Дмитрий Пашков консультировал сборку вьетнамского радиолюбительского спутника F-1, которой со своими студентами занимался профессор Ту Тронг Ву. Но запущенный в космос спутник на связь не вышел. Как предполагает Дмитрий, спутник долго лежал в контейнере, и, когда с носителя его запустили в космос, батарея в нем уже разрядилась: радиолюбительские спутники – это ведь «попутный груз»…

Благодаря российскому метеорологическому спутнику "Метеор-М2″ Дмитрий и прославился
Благодаря российскому метеорологическому спутнику "Метеор-М2″ Дмитрий и прославился

Свой второй космический аппарат Ту Тронг Ву собирал уже в Эмиратах со студентами Университета Масдара. Спутник MYSAT-1 весом один килограмм был запущен в космос с американского грузового корабля на высоте 500 километров в феврале 2019 года. MYSAT-1 раскрыл антенны и начал передавать сигнал, но через час перестал отвечать на команды с Земли. Попытки разработчиков связаться с аппаратом не увенчались успехом. Профессор Ту Тронг Ву через Facebook обратился за помощью к Дмитрию Пашкову. Получив спецификации на командную радиолинию от разработчиков MYSAT-1, Дмитрий приступил к настройке своего оборудования. Первый сеанс связи оказался неудачным. Через полтора часа, в следующий сеанс связи, MYSAT-1 ответил на команду Дмитрия, прислав сообщение о перезапуске бортового компьютера. Вскоре спутник смог связаться и со своим центром управления полетом.

В данном случае, для того чтобы «поймать» спутник, Дмитрию пришлось достать из сарая старые самодельные антенны. Ловил он спутник, что называется, вручную. После запуска нужно получить параметры орбиты. А их выкладывает только станция слежения в США, когда спутник пролетает над их территорией. Возникает временной промежуток между запуском и получением первичных данных: в этот момент спутник никто не «видит». Есть только предварительно рассчитанная траектория, на которой он должен оказаться. Поэтому поворачивать антенны вручную Дмитрию нужно было очень точно. Было понятно, что бортовой компьютер спутника завис, аккумуляторы не заряжаются, терморегулирование не происходит. И если спутник охладится, аккумулятор не заработает, и аппарат будет потерян. В благодарность за то, что Дмитрий спас миссию, Университет Масдара представил российскому преподавателю право управлять спутником. И теперь Дмитрий со студентами может наблюдать то, что видит MYSAT-1...

Кстати, на счету Дмитрия шесть спасенных космических спутников.

Дмитрий знает: спасать космические спутники — дело непростое...
Дмитрий знает: спасать космические спутники — дело непростое...

РАЗГОВОРЫ С КОСМОНАВТАМИ

А кто может похвастать сеансами радиосвязи с космонавтами, которые работают на МКС?

Четыре раза Дмитрий организовывал такие сеансы для студентов и школьников. Первый из них Дмитрий провел, когда космонавты работали на общий вызов. Оказывается, они в любое время могли общаться с радиолюбителями. Сейчас правила связи с Международной космической станцией сложнее: контакт нужно согласовывать за два-три месяца.

Ребята заранее готовят вопросы, но задать все не получается. Ведь над Мордовией МКС находится в зоне сигнала всего десять минут. В последний такой сеанс связи на вопросы ребят отвечал космонавт Олег Кононенко. Дмитрий и тут не обошелся без внедрения своего ноу-хау. Он первым догадался попросить ЦУП прислать видеосъемку с борта МКС тех десяти минут, когда космонавты по станции радиосвязи беседовали со студентами саранского техникума. «Роскосмос» не отказал и запись прислал. Тогда-то Дмитрий убедился, что с вопросами они сумели уложиться секунда в секунду, но прощальных слов Олега Кононенко ребята не услышали, так как станция покинула зону приема. А еще Дмитрий убедился, какое огромное число радиолюбителей пытались вмешаться в беседу космонавтов со студентами и задать свои вопросы: ведь так называемый ARISS-контакт осуществляется по открытому каналу связи. «Обычно перед сеансом делается сообщение, чтобы никто не мешал, но разве кого-то этим остановишь?» – сетует Дмитрий.

Тут рассказ Дмитрия прерывает очередной звонок. Звонит дочь. Дома Дмитрия ждут дела. И некоторые из хлопот опять связаны с космосом. Дмитрий с семьей собирается переезжать в более просторную квартиру. Он выбрал многоэтажный дом на возвышенности, на крыше которого можно установить оборудование. Новая квартира – под самой крышей.

Теперь ему нужно получить согласие всех жильцов, чтобы устроить на крыше площадку для размещения антенн, среди которых будет трехметровая тарелка. Потом надо будет получить разрешение управляющей компании. Затем сделать проект и согласовать его с главным архитектором города. Потом – нанять специализированную бригаду, которая разберет часть крыши. Все эти процедуры Дмитрий проходил на прежнем месте жительства. И если все сложится, он только летом 2020-го созовет всех знакомых радиолюбителей и начнет монтаж оборудования…

Просто какая-то космическая точность и космическая же скорость требуются Дмитрию Пашкову в жизни! В техникуме ему прибавили часов. Амурский университет, первым из дальневосточных вузов запустивший летом 2019-го малый космический аппарат, попросил Дмитрия принимать телеметрию со своего спутника. А в скором времени надо приниматься в стенах техникума за сборку собственного аппарата. А если попросят, бросить все и спасать очередной пропавший космический спутник…