Найти тему
Олеся Ходунова

Рентген души

Оглавление

«Здравствуйте, меня зовут Эльчин, я живу в Стамбуле, я пишу историю» – так начал свою творческую встречу с читателями один из современных авторов Эльчин Сафарли, который приехал в Волгоград с презентацией своей новой книги «Дом, в котором горит свет».

Российские СМИ называют Эльчина Сафарли «мастером современной романтической прозы», «одним из самых прославленных прозаиков постсоветского пространства», «один из самых популярных современных авторов», «невероятно крутой писатель из Баку» и т.д. и включают его произведения в различные рейтинги и ТОП-ы.

На встрече со своими читателями в социально-педагогическом университете Эльчин рассказал, что книга «Дом, в котором горит свет» уже 12-я книга по счету в его писательской практике. День рождение с бабушкой у него в один день – 12 марта, это его число, это связь с его бабушкой.

«Книга посвящена бабушке, Эльчин, Анне Павловне, русской женщине, ее большой вклад в меня – то, что она передала ту историю, ту энергетику, которую я продолжаю нести – поделился с нами автор. – Это очень бесценно для меня. К сожалению она ушла из жизни от тяжелой болезни. И я помню, что с 6 лет я задавал себе вопрос. Когда я видел как уходят люди. Мне становилось беспокойно в плане того – что меня ждет.. Нужно же что то сделать,. Придумать, затеять. Хотя разумом шестилетнего ребенка я не понимал что но понимал что что-то очень большое и оно одновременно пугало и бударажило. Но я не мог этого никак предполагать. И когда я понимал, как уходят люди, я понимал, что мне предстоит много дел. Пока было не понятно что, что чтобы остаться тут мне нужно что-то делать – петь, танцевать…что-то… И я думал чем я могу помочь тем кто уходит – это продолжать говорить и писать о них. Мы живы до тех пор, пока о нас помнят. Я верю что люди, которые нас любили, живут по-прежнему рядом с нами, невидимой жизнью, и становятся нашими ангелами хранителями.

-2

Стереотипы и шаблоны

- Верите ли вы в судьбу?

- Нет. Не верю, для меня судьба это земля, на которой ты родился, родители семья в которую ты пришел и тело, пол, цвет кожи, среда в которой ты родился. Ты не волен это выбирать. Это судьба, а все остальное – постоянный ежеминутный выбор. И это сложно. Сложно взять ответственность за себя за свою жизнь. Намного легче свалить на правительство, на режим, на бедных родителей. Вы знаете, как мне иногда хочется развалиться на диване и сказать самому себе: «Не судьба, Эльчин!». Я не верю в это. Сказать не судьба – это всегда легче.

- Как вы переживаете популярность?

- Я ее не чувствую. Я считаю, что в нашей стране по-настоящему популярный только один человек - это Алла Борисовна Пугачева.

Когда начинал писать книги - мне было 23 года. Когда принес первую свою рукопись «Сладкая соль Босфора» мой тогда руководитель издательства сказал мне: «Ты неплохо пишешь, у тебя есть особенное мироощущение. Есть над чем работать. Единственное что у тебя есть риск остаться автором одной книги». И мне его пессимистический настрой – перерос в азарт. И вот до сих пор остановится не могу. И все мысленно пытаюсь ему что-то доказать.

-Почему вы во многих интервью называете первые три книги неудачными?

- Даже не первые три. А первую восьмерку моих книг я бы вообще не советовал никому читать. Почитайте что-нибудь поприличнее. Расскажи мне о море. Когда я вернусь, будь дома Дом в котором горит свет – вот те три книги, хорошие приличные книги. Они могут вам не понравится, потому что это не мое мироощущение. Он не плохо пишет, но не мое.

- Все произведения Эльчина Сафарли разобраны на цитаты. Как ни открываешь соцсети, у девушек висят красивые фразы про любовь. Ощущаете ли вы себя ходячим цитатником. И как вы к этому относитесь?

- Спокойно. Это не связано с тем, что я самый цитируемый автор. Сейчас активное внимание социума к социальным сетям. Раньше вспомните, все записывали в дневники. Моя бабушка выписывала какие-то цитаты из любимых книг, потом их перечитывала, когда у нее было особенное настроение. Сейчас это тоже самое – только тетрадку заменили соцсети. Свой инстаграмм они воспринимают как дневник. Не ищите в этом никакой другой философской мысли. Все гораздо проще. Сейчас мир разговаривает с нами на таком языке. Моя дальняя родственница как-то сказала: Эльчин ты герой этого времени. У каждого времени есть свои поэты писатели музыканты. Ты просто один из них.

-3

- А вы сами считаете себя героем?

- Нет, конечно. Я не думаю об этом, я гораздо проще к себе отношусь. Мне важно что бы я был счастливым наедине с самим собой. Все самое интересное начинается тогда, когда ты приходишь домой снимаешь с себя костюм и становишься обычным Эльчином, у которого может быть так же миллион нерешенных проблем.

«Я устал, но я счастлив»

- Существует ли у вас страх исписаться?

- Нет. Если я это почувствую, что я просто перестану писать. У меня ест столько дел, которыми бы я хотел заняться, что я пойду и открою свой ресторан и буду там готовить. Это тоже для меня огромное удовольствие, там тоже взаимодействие с людьми. Это мой такой запасной аэродром. Это мой год крысы – мы очень дальновидные.

- В ваших произведениях часто присутствуют термины душа, счастье. Не возникает ли у вас ощущение, что такие философские термины могут опроститься, потеряется сама суть. Когда говоришь человеку каждый раз «я тебя люблю, я тебя люблю», - лучше совершить один раз поступок, чем 100 раз произнести эту фразу.

- Я с вами не согласен. А что надо говорить раз в год на день рождения. Мне кажется, что это ежедневная подпитка человека. Вам неприятно было бы это слышать? У нас просто такие установки региона – счастье любит тишину, что не скоромно говорить о том, что у тебя есть таланты, что ты хорошо готовишь, что ты умеешь хорошо шить, неплохо пишешь книги. Мы всегда как-то не любим. Я всегда говорю о том, что вселенная меня наградила этим умением. И отнекиваться от этого – это идти против бога. Я так это воспринимаю. Сейчас выросло новое поколение, которое хочет быть счастливыми. Они устали от страдания. Они устали от формы, что счастье приходит через катарсис. Что должно обязательно долбануть, ты упадешь и вот счастье тебе откроется. Что счастье нужно заслужить. А мне кажется, что ты априори все заслуживаем счастья. Я с мамой спорю всегда на эту тему, она у меня человек советской школы, она мне всегда говорит, что разводиться нет нельзя, я твоего отца 40 лет терплю. И зачем? Зачем так мучиться? А ты не подумала, что у него в это время могла быть совсем другая история. Без мучений.

Человек должен быть счастливым и только тогда он становится ближе к богу. Ближе к своей природной сути. Он должен заниматься тем, что хочет. У меня папа пилот со стажем, и мама врач. И кто-то из нас с братом должен был быть продолжателем одной из профессий. Я когда пришел и сказал родителям что буду писать книги – мне сразу же ответили ну все снаркоманишься, алкоголизм, жуткая тусовка, там нет денег, как ты будешь кормить семью. Были одни установки. Нет, я верю в себя. Меня будут читать, читать и еще раз читать и у меня будут самые посещаемые встречи с читателями. Занавес. Мама пила сердечные капли. Папа вообще перестал со мной разговаривать.

-4

- Когда вы стали самостоятельным?

- Я работаю с 16 лет. Я поступил на факультет журналистики, и это мое было желание. На этот мой выбор родители обрадовались – сказали: будешь телеведущим, знаменитостью, там у них корпоративы. На журналистику они отреагировали нормально. Я пошел в нашу районную газету, подошел к редактору и сказал я очень талантлив, и вы пожалеете, если меня не возьмете. Мне дали задание и я его не провалил. Когда ты хочешь чего-то достичь, и ты готов трудится в этом направлении, то ты непременно этого достигнешь. А еще я же хотел публиковаться в Москве, а еще одно клише – в Москве своих хватает. Еще и лицо кавказской национальности. Прошло время – и вот я в Москве публикуюсь в одном из крупных издательств России и еще и лицо кавказской национальности. Ия не когда не чувствовал на себе какие то стереотипы. И благодарен своему читателю, который был поддержкой и дал возможность мне развиваться.

- Что нужно для того чтобы стать писателем?

- Я не писатель, не люблю себя так называть. Я пишу историю, мне это в удовольствие, мне нравится этот процесс. Плюс приятное дополнение вот такие встречи. И я плыву по этому течению и мне в нем хорошо.

- Стамбул ваш любимый город? Что любимее Стамбул или Баку?

- Да. А я не сравниваю. У Баку в моем сердце свое место. Не надо сравнивать. В этом и трагедия, в сравнениях. Вы лежите на диванчике и смотрите, как живут люди, с которыми вы знакомы в инстаграмме. И вам кажется, что у них все идеально. А я такая неудачница. Я в таком случае всех останавливаю – у вас у каждого свой уникальный путь. Нет же общепринятого одного смысла жизни для всех. Смысл жизни - это развитие, внутреннее. Когда ты смотришь на себя в отражение в зеркале, и ты понимаешь, что ты себя уважаешь. За то что ты сохранил в себе человека. За то, что ты выбираешь быть человеком.

- Все самые талантливые произведения пишутся в состоянии либо влюбленности либо несчастья. У вас как чаще это происходит?

- Чувства горести или боли не связано с личной жизнью. Они придают тексту надрыв эмоциональный. Когда мне очень плохо – я совсем не могу ничего писать. Это еще один стереотип и шаблон. Ну что быть обязательно несчастным, что бы написать что-то стоящее. Неправда, самые мои лучшие тексты написаны в хорошие периоды моей жизни. Они вдохновили людей. На самом деле писатель должен быть обращен не в себя – а во вне. Многие авторы копаются только в себе любимых.

- Какой из последних фильмов, книг вы смотрели, читали и что посоветуете посмотреть и почитать?

- «Я и ты» с Катрин Денев посмотрите. Хорошо бы если бы я научился писать книги так, как звучит эта история. Еще одно кино – «Воспитательница», советую вам. Ну и, конечно же «Москва слезам не верит». Сейчас я читаю «Вратарь и море» скандинавской писательницы Марии Парр. Мне очень нравится, как написано. И еще одна книга Амос Оз «Иуда».

- Где вы находите прототипы для своих героев?

- Вокруг меня очень много замечательных женщин. Они герои моих книг это образ сильных женщин, сильных в своей слабости. Это женщины моего дома, с невероятным талантом уметь любить вопреки, насдаваться, не ломаться, не быть сломленной. Я, всегда наблюдая за ними, хотел им посвятить песню. И как раз эта книга «Дом, в котором горит свет» – оказалась самой моей женской книгой. Это прямо ода женщине. Образ конечно целиком не списывается, я всегда его дополняю.

- Когда вы пишите свои тексты, вы отдаете частичку себя, как при этом вы сохраняете свою внутреннюю целостность?

- Мне помогает ее сохранять уединение музыка движение театр. И такие кухонные беседы, самые настоящие. Это мое вдохновение. Путешествия – но не такие из города в город. А именно путешествие как движение. Приехать в другой город, увидеть там что-то новое. И надо пойти поднять свою филейную часть и пойти навстречу этому.

- Над какие произведением вы сейчас работаете?

-Не надо каким – потому что сейчас я нахожусь в туре. А это как известно портим мою «оптику». Это не очень хорошо отражается на оптике автора. Когда столько теплых слов. Когда я сажусь за книгу – я уже нигде не выступаю.

- Как вы почувствовали, что вы хотите писать? Что этому предшествовало.

- мне очень сложно отвечать на такие вопросы. Потому что я не понимаю как это произошло. Это какая-то невидимая сила. Она не давала мне покоя. Во-первых, я люблю книгопечатную продукцию, мне нравится книгоиздательское дело, я люблю бумагу, слово, тактильные ощущения. Стали писать и неплохо получать. Это очень интровертное дело. Ни от кого не зависящее. Самое главное это ты. Сначала конечно не очень получалось. А потом когда оттачиваешь свое мастерство и получаешь отклик, то понимаешь это тот кивок вселенной. Я каждый раз, когда заканчиваю книгу – говорю сам себе – все – это последняя.

-5

Доверьтесь жизни. Выдохните

- Почему именно Волгоград? Чем обусловлен выбор нашего города в вашем туре?

- У нас есть паблик aboutsafarli и когда начинался тур, я спросил там, где меня ждут? Было около 600 комментариев. И потом со своей командой выбирали города, откуда больше написали.

- Если у вас страх пустого зала?

- Я думаю, что нет. У меня еще никогда не было пустого зала. А если даже он будет, я буду воспринимать это как передышку. Даже если будет 10 человек, это все равно нужно пообщаться.

- Не пытались ли вы бросить свой жанр и написать детективчик?

- Нет, не будет этого никогда. Я буду писать в той же тональности всю жизнь. Я предпочитаю быть на своем месте, а не пытаться быть тем, кем я не являюсь. Если я напишу детектив - это будет смешная пародия. Зачем мне влезать туда у нас есть много авторов, которые делают это блестяще. У меня есть свой уникальный дар – уносить читателя в свой мир. Я очень им горжусь. Я не хочу быть как кто-то. Но я готов учиться.

- Чем обусловлен ваш выбор обложек для ваших книг, если проанализировать, то на каждой из них женщина?

- Я сам занимаюсь этим вопросом, меня привлекает деталь. Я в этом что-то вижу, и объяснить это я не могу. Обложка моей новой книги вышла неожиданно. Я сидел на страницах в соцсетях у своей знакомой, а она в тот момент отдыхала с подругой в Барселоне и просто выложила эту фотографию с подписью самое летнее настроение. И я сказал – да это она. Я им написал и попросил разрешение на публикацию. Есть вещи, которые не нужно пытаться объяснить.

- Пишете ли вы продолжение своих книг?

- Нет, вторая часть всегда самая не интересная. А кстати было предложение.

- Как автор вкусной книги «Рецепты счастья. Дневник восточного кулинара» чем-то порадуете своих близких к новому году?

- У меня какая-то помешанность сейчас на авокадо, я его добавляю везде, оно мне так нравится. Наверное, это будет авокадная закуска обязательно с имбирем через мелкую терку. Морская соль, немного красного перца и сок апельсина или лимона. И все это на горячие гренки.

- Какие советы вы можете дать молодому поколению, что бы мы тоже нашли свое место?

- Не делать того что не соответствует внутреннему импульсу. Как минимум стараться не делать, не всегда это будет получаться. Стараться в каждом своем выборе проживать, так как именно вы этого хотите. Всегда быть открытым новым знаниям развиваться, не останавливаться в этом процессе, воспитывать в себе силу желания, визуализация мечта.

Перестать пытаться все контролировать. Доверьтесь жизни, выдохните и доверьтесь. И продолжать движение. Я нисколько не пытаюсь никого наставлять. Но у меня есть опыт маленький. И я хочу им поделиться. И если хоть одному человеку он стал полезен, то стоило приехать в Волгоград.

Досье

Эльчин Сафарли. Родился 1984 году. Современный азербайджанский писатель. Пишет на русском языке. Профессиональный журналист, лауреат ряда молодёжных литературных конкурсов. Суммарный тираж книг Сафарли составляет около полумиллиона экземпляров.