В наши дни праздник Рождества вместе с Новым годом является, пожалуй, самым интернациональным праздником, который отмечают не только христиане, но также представители других конфессий и совсем далекие от религии люди. Почему же рождение Иисуса Христа отмечают именно 25 декабря, хотя ни одно Евангелие точно не называет не только год, но и число, и месяц этого события. Не указано даже время года, когда Дева Мария разрешилась бременем.
Первые христиане не отмечали этот день, т.к. не придавали значения дате рождения, как не придавали ей значения иудеи. Христиане отмечают память своих святых по дате их кончины. Согласно христианскому вероучению смерть земная есть рождение для жизни небесной, вечной. А жизнь земная – только временное пребывание человеческой души, путь её испытаний. Чего уж радоваться рождению? Поэтому и Рождество Христа стали отмечать только с 4 века, а до этого праздновалось только Богоявление (или Крещение), день, когда на Иисуса снизошел Дух Божий. Это событие отмечается и сейчас 6 января (по Григорианскому календарю).
Согласно Евангелию от Луки Дева Мария и её муж Иосиф, который происходил из рода царя Давида, должны были из Назарета прибыть для переписи в Вифлеем, считавшемся центром рода. Это произошло во времена римского императора Августа и Публия Квириния проконсула провинции Сирия, в которую входила Иудея, царем же Иудеи тогда был Ирод Великий. Современные исследователи считают, что это событие могло произойти между 741 (в этот год наблюдалась комета, которую можно соотнести с Вифлеемской звездой) и 760 годом от основания Рима, когда состоялась известная по римским анналам перепись населения. Но наиболее вероятной датой Рождения Христа является 748-ой год от основания Рима, а не 753-ый, вычисленный в VI веке Дионисием Малым, что соответствует 5 – 7 году до начала новой эры.
Теперь разберемся с числом и месяцем Рождения Христа. Ряд исследователей, основываясь на сведениях из Евангелия от Луки, что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, считают, что Иисус родился летом или ранней осенью, полагая, что в холодные и дождливые зимние месяцы в Иудее скот не пасли. Церковный автор Климент Александрийский в начале 3 века указывал в качестве даты Рождества Христа 20 мая. На мой взгляд, эти рассуждения несостоятельны, т.к. в условиях субтропического средиземноморского климата пасти скот можно круглый год. Мне кажется, что стоит обратить внимание на то, что Иисус родился именно в период проведения переписи. В Древнем Риме год начинался 1 марта. Поэтому, логично полагать, что перепись, которая организовывалась для сбора налогов, логичнее провести ПЕРЕД началом нового года, т.е. в конце февраля.
Так или иначе, но в IV веке церковь пришла к решению праздновать Рождество Христово в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений. Дата смерти Христа точно известна из Евангелий (накануне иудейской Пасхи), а так как, согласно распространенному убеждению, Иисус должен был находиться на земле целое число лет (33). То есть, зачат Он должен быть в тот же день, в который пострадал, а именно в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Прибавив к этой дате 9 месяцев, получили 25 декабря. Интересным образом эта дата подтверждается тем, что 25 декабря – зимний солнцеворот. День начинает прибывать, символизируя победу света над тьмой, т.е. победу христианского вероучения над тьмой языческого идолопоклонства.
Эта дата и связанный с ней большой христианский праздник Рождества Христова был также призван вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца (Митры), чье рождение также отмечали 25 декабря.
В 337 году папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря, по Григорианскому или Юлианскому календарям (за исключением Армянской, которая чтит только Богоявление-Крещение – 6 января).
Позицию Русской Православной Церкви и других Церквей, не принимающих Григорианский календарь иначе как принципиальным упорством назвать нельзя. Ведь очевидно, что Рождество Христово связано с астрономическим явлением (зимним солнцеворотом), которое не может происходить дважды в год, по старому или по новому стилю. Недаром эти Церкви на Западе называют Ортодоксальными, а это слово имеет для русского уха негативный оттенок, свидетельствующий о консерватизме и ретроградстве. Не лучше ли отмечать этот праздник со всем миром? Это только привлекло бы в Церковь людей. Ведь приняли же новый стиль ряд Православных Церквей (Болгарская, Элладская и др.), и от этого они не стали «менее православными» и не перешли в подчинение Папе Римскому.