Я помню, что всегда гордился универсализмом "советский человек". Для меня это звучало и звучит гордо. Это синоним достижений, трудолюбия, гордости, честности, неукротимой энергии. У советского человека не было национальности и вероисповедания, не было суеверий и сомнений в себе. Казалось, что вот он настал новый век, когда исчезнут барьеры между народами, и люди будут воспринимать друг друга только как людей. Осталось только победить экономическое расслоение, и прекрасное будущее так близко! Крах Советского Союза показал, что разрушение советского человека произошло в очереди за всем. По всей бывшей великой стране вспыхнули национальные конфликты. Оказалось, что когда нечем гордиться, лучше всего гордиться своей национальной идентичностью. Забавно, что рожденный русским или белорусом для этого ничего не сделал, но данным фактом отчего-то обязательно может гордиться. Уверен, что если бы мне с детства говорили, что я имею национальность поляк, то чувствовал бы свою идентичность с этим народом и испытывал бы необходимость в единении. Ведь прекрасно быть частью чего то большого и великого. Такая простая человеческая потребность.
Вместе с исчезновением советского народа на территориях союзных республик наступило Средневековье. На оголённые, беззащитные души людей слетелись тысячи представителей религий и сект. Священники всех мастей растаскивали посткоммунистическую паству на свечки. А как известно нет более убеждённого и истового верующего, чем неофит. Из-под диванов и полов достали на свет самые невероятные и мракобесные истории и мифы. И тут некоторые белорусы увидели в себе потомков литовского воинства, разбившего под Оршей московские войска, чем немедленно возгордились. Оказывается, восстанавливать национальную идентичность удобней за счёт других. И такое буйство национальных красок кругом запестрело, что стало неловко за бывшую титульную нацию.
Потомки оккупантов хлынули в Россию из Средней Азии, Закавказья, Молдовы. Уезжали из Сибири и Дальнего Востока, с Крайнего Севера. В центр. В среднеполосье. В моей школе и со мной в классе учились дети, уехавшие из Грозного, из Чарджоу, из Восточной Германии, Магадана, Мурманска и Ташкента. Там они были русские, а в России стали туркменами, узбеками, чеченцами и так далее.
С детства помню вокруг себя пёстрый национальный состав и помню бытовой национализм в том числе. Неприглядные презрительные обозначения в отношении некоторых народов. Точно помню, меня всегда стращали цыганами. А еще пугали почти демонической природой евреев. Наделяли какими-то особенными качествами целые народы. Сейчас я вижу, что это было от серости и суеверий окружающих. Коммунисты рушили церкви, но не смогли заглушить в людях ксенофобию. Не смогли вживить советского человека в головы деревенских бабулек, которые в свою очередь передавали новым поколениям древние тайные познания в виде сказок и легенд, а вместе с ними и суеверия.
Сразу вспоминается блуждающий по интернетам набор стереотипов:
Один француз - это любовь. Два француза - это дуэль. Много французов - это революция.
Один немец - это воин. Два немца - это отряд. Много немцев - это война.
Один англичанин - это коньяк. Два англичанина - это пара для бриджа. Много англичан - это парламент.
Один русский - это пьяница. Двое русских - это драка. Много русских - это очередь в мавзолей.
Один еврей - это торговая точка. Два еврея - это чемпионат мира по шахматам. Много евреев - это хор имени Пятницкого.
Один узбек - это дурак. Два узбека - это два дурака. Много узбеков - это Узбекская часть Академии Наук...
Один украинец - это хозяин. Два украинца - это партизанский отряд. Три украинца - партизанский отряд с предателем.
Все это забавно, пока не перетекает в национализм и шовинизм и ещё какой-нибудь "изм". И искоренить это можно только просвещением. Например, прочитав книги или посетив лекции Станислава Дробышевского. Многие арийцы с удивлением узнают, что генетически их не отличить от любых "унтерменшей". А если послушать лекции профессора Вячеслава Дубынина, то станет понятно, что поведение всех людей независимо от национальности вполне предсказуемо, объяснимо и универсально в любой точке Земли.
Дети самые искренние и честные в отношении других людей человечки. Они играют, радуются и грустят вместе с окружающими, не обращая внимание на национальности. И так будет до тех пор, пока взрослые не объяснят иное.
Есть такой проект "Рожденные в СССР". Это мои ровесники, рожденные в 1983 году и ставшие искрами в огне гражданских конфликтов на развалинах СССР. Я смотрю на них и вижу себя в 7 лет, в 14 лет, в 21 год, в 28 лет. Скоро будет новая серия - 35 лет. От искренних, настоящих, прекрасных советских детей не осталось даже следа.
Я верю, что в будущем победят универсальные ценности, провозглашенные Великой французской революцией, поднятые на знамёна Русской революцией и жестоко оболганные и попранные тиранами и клептократами. Важно новое поколение детей освободить от ненависти и предрассудков. Дать возможность критически мыслить. Оградить от религиозных суеверий и тогда, скорей всего добра и понимания станет больше на земле.