Найти тему

"Поезда будущего" 1929 г.

Первая полоса "Вокруг Света" 1929 г.
Первая полоса "Вокруг Света" 1929 г.

Выдержка из очерка "Поезда Будущего":

«Человеческая лавина течет по асфальтовому перрону. И вдруг – замешательство. Поток людей останавливается. В чем дело? Справа – темный, пыльный состав с пыхтящим, невероятно тяжелым паровозом, а слева, на другой стороне платформы стоит что-то легкое, построенное из металла, стекла и света. На лобовом щите переднего вагона надпись «Москва – Мытищи».

Пассажиры смотрят, любуются, восторгаются гармонией совершенной техники. Это соперник паровой тяги – курсирующий на участке Москва – Мытищи первый электропоезд.

...Три года назад, в 1926 году, жители станций по Северной дороге прыгали с поездов прямо на шпалы и гравий. От Москвы до Мытищ было пять станций. Они скупо освещались керосиновыми лампами. Потом сотни рабочих закопошились вдоль полотна. По ночам рабочие поезда сваливали около путей железные мачты. Полотно было расширено.

Незаметно выросли чистые высокие платформы с перекидными мостами через пути. Рабочие рыли ямы. В них опускались железные стержни, заливались бетоном, и к ним наглухо приклепывались высокие ажурные мачты. Поставив мачты, приступили к подвеске проводов. Сложная сеть натянулась над землей.

В 1929 году постройка закончена, и мытищинские рабочие торжественно передали электропоезда для эксплуатации правлению Северных железных дорог.

...Электропоезд отправляется в семнадцать часов сорок минут. На щите справочной тумбы надпись: «Останавливается везде». Дорога пригорода разбита на зоны по примеру трамваев. Поезд идет по маршруту Москва – Мытищи. Шесть залитых светом вагонов вытянулись вдоль платформы. Вместимость вагона – сто пятьдесят человек. Внутри лак, краска, никель и стекло. Старший кондуктор не имеет свистка. Он заходит в вагон, смотрит на часы и в нужный момент нажимает кнопку звонка. Вожатый дает гудок. Голос сирены низок и густ.

...Поезд тронулся плавно, незаметно ускоряет ход. Скользят мимо платформы мачты, стрелки, столбы. Сверкающим метеором мчится электропоезд во тьму ночи. На остановках плавно замедляет ход. Пассажиры свободно без толкотни проходят в широкие раздвижные двери. К пяти станциям до Мытищ добавлены еще две, только что отстроенные платформы 8 и 13 км.

Ромбы скользят по кабелям. С бешеной скоростью полосы рельс ныряют под вагоны и вырываются позади бесконечной лентой. Аллея мачт расступается. Проносятся мимо дома и деревья. Широкие площадки тамбуров соседних вагонов соединены переходными щитами, окруженными гармоникой. На станцию Перловская поезд приходит в семнадцать часов пятьдесят девять минут тридцать секунд. Отправляется в восемнадцать часов тридцать секунд. Поражает эта непривычная точность. Учтено все.

...По трем путям по американской системе происходит движение в одну сторону. Нарушение расписания может повлечь за собой катастрофу. Электропоезд покрывает восемнадцать километров с остановками на семи станциях в двадцать шесть минут. Поезд с паровой тягой идет тридцать пять минут. Двадцать шесть – это промышленная скорость. Нормальная сквозная (без остановок) от Москвы до Мытищ – семнадцать минут. Рекордная сквозная – десять минут: по 100 – 120 км/час. Но это еще не предел.»

очерк В.О. Недуб, «Вокруг Света» 1929 год.