В эксклюзивном интервью Buybrand.ru директор по маркетингу сети ресторанов «МясоRoob» Елена Левченко поделилась своим опытом работы в роли франчайзера бургерных и своим настроением. Оно, кстати, оказалось чёрным. Не потому, что настроение было плохое, а потому, что «черный цвет — это часть суровости».
«Мы суровая сибирская бургерная, это наш корпоративный цвет».
BUYBRAND.RU: Как потенциальные франчайзи относятся к региональным франчайзерам?
Елена Левченко: Мы из Новосибирска и нам это помогает. Наша домашняя сеть находится в Новосибирске. В Москве мы тоже есть — у нас четыре ресторана и до конца года откроется ещё четыре. Региональная франшиза очень жизнеспособна, потому что когда ты обкатываешь франшизу на другой покупательской способности, на другой модели потребления, когда идет ниспадающий тренд по заработным платам и люди все равно привыкают экономить — и если мы при всех этих условиях выживаем там, в региональной модели, то мы совершенно точно выживем там, где эта модель гораздо шире и мы гораздо больше будем зарабатывать.
Плюс нам все несколько дешевле дается, поскольку специалисты региональные они стоят чуть дешевле, соответственно, мы в свой бренд вкладываем чуть меньше, чем это делают московские франчайзеры.
В Новосибирске есть очень большой исследовательский центр, то есть мы часто являемся бета-тестерами для каких-то новых продуктов и самых новых технологий и потом за это получаем их бесплатно. Для нас это стимул совершенствоваться в «цифре», например. И красители для булок делаются у нас по новой технологии.
BB: При каком условии франчайзи, не имеющие опыта в вашем сегменте, могут добиться успеха в вашем бизнесе?
Е. Л.: Если ты реально хочешь учиться отрасли, в которую ты заходишь, все у тебя получится. У нас несколько таких кейсов. Среди наших франчайзи есть и профессиональные рестораторы, и люди из других отраслей. Допустим, наш франчайзи из Нижнего Новгорода, один из самых первых людей, которые покупали у нас франшизу. Он юрист по образованию, ничего общего с общепитом никогда не имел, ему просто нужно было немного диверсифицировать свой бизнес, «вылить» свои деньги в другом направлении. И он влился в тему общепита, обучился полностью всем процессам и теперь открыл сеть пекарен. Его бургерная продолжает работать, и сейчас мы с ним же открываем в Нижнем Новгороде вторую. Просто параллельно у него работает ещё и сеть пекарен.
Многие франчайзи думают: «Вот я сейчас вложу деньги, за мня кто-то что-то там сделает — и всё у меня поедет». Но так же не бывает, особенно в городах, где бренд ещё не раскручен — там нужно полностью погружаться во все свои процессы.
Очень часто предприятия таких партнёров закрываются, потому что франчайзи не вовлечены в свой бизнес.
BB: Открытие по франшизе облегчает старт бизнеса?
Е. Л.: Да, соглашусь. Представьте, что создаете свое предприятие с нуля. Вам нужно подобрать правильные кадры, сделать себе бренд, дизайн, раскрутить его. С франшизой это сделать намного проще, потому что уже есть некий пул людей, которые могут это сделать за вас, выдать готовый продукт и запустить его в рынок.
BB: Вам встречались непорядочные, мерзкие франчайзи?
Е. Л.: Самыми мерзкими я считаю людей, которые покупают франшизу, отрабатывают всю механику, выходят на хорошую выручку, а потом снимают вывески и судятся с франчайзером. Не платят роялти и открывают якобы свой ресторан.
Такие кейсы были и они кончились провально для людей, которые, казалось бы, всё знают. Потому что, когда уходит большой бренд со сцены, к этой локации уже не такое большое внимание. Их жизнь наказала.
Ну а как мы их накажем? Мы выиграли суды, мы не закрыли эти заведения, но мы забрали все элементы фирменного стиля. При всем при этом на них аренда и они могут существовать под своим брендом на том же самом месте.
BB: На каких персонажей похожи франчайзер и франчайзи?
Е. Л.: На Шрека и Фиону. Потому то есть такой сильный-сильный франчайзер и капризный франчайзи. То есть это история, когда сначала идёт истерика от непонимания, потом ты берешь этого франчайзи, сгребаешь его, сажаешь в свое болото и все ему объясняешь.
BB: Какую книгу надо прочитать каждому франчайзи?
Е. Л.: «Никогда не ешьте в одиночестве». Это как раз про команду и про то, как выстраивать партнерские отношения, это очень важная книга. Бизнесу можно научиться уже потом во франчайзинге, масса вебинаров есть. Но именно как выстроить партнерство, как работать в команде и почему один в поле не воин, этому учит именно эта книга.
BB: Какой ещё формат общепита может быть и интегрирован на одной территории с бургерной?
Е. Л.: Однозначно, кофейня. Мы часто от своих партнеров требуем, чтобы на одной территории с бургерной была кофейня. Для нас это единый трафик, у нас одна целевая аудитория, мы часто на наших предприятиях не ставим кофе-аппараты вообще и пускаем людей со своими напитками к нам, и, соответственно, кофейни, пускают с нашими бургерами к себе. Это очень удачный тандем. И делаем общие летние площадки.
BB: Не слишком ли много франшиз бургерных. Франчайзи хватит на всех?
Е. Л.: Хватит. Хороших, качественных франшиз бургерных практически нет. Потому что во франшизе главное — это поддержка франчайзи, автоматизация всех процессов как для заведения, так и для гостя.
Многие бурегрные пытаются сильно заработать на паушальных взносах, и не каждый франчайзи способен выдержать такой темп инвестирования.
Мы не чувствуем большой конкуренции, мы делаем конкурентный анализ каждый год и видим, что очень много франшиз бургерных просто уходят с рынка, не добившись успеха. Кофеен на рынке гораздо больше. В общем, мы ещё поборемся.