Вот мы и снова возвращаемся к теме хруста французской булки. Итак, встречайте фильм "Батальонъ", посвященный женскому батальону Натальи Бочкаревой.
Фильм идет два часа и поделен на две сюжетные и смысловые части. Пересказывать сюжет, как я это обычно делаю, смысла нет.
Картина просто невообразимо скучная и строится на двух вещах - музыке и пожалейке. Чтобы проникнуться этим фильмом нужно поверить в то, что происходит на экране, а я уж, простите, в это нисколечки не верю. Мешают чудовищные анахронизмы, откровенный бред и топорные художественные приемы.
Зрителю пытаются показать драму, но выходит какое-то беспомощное блеяние. И это очень показательно, ведь речь идет об одном из самых трагических эпизодов русской истории. Тут ничего даже придумывать не надо. Бери и озвучивай исторические события, облекая их в художественный нарратив. Однако нет.
Сейчас объясню, что я имею в виду. Например, прибыл батальон на фронт. А там полный развал. Полк, к которому приписали женщин, отказывается воевать. Солдатский комитет постановил, что никакой больше войны. С немцами дружба, братство, фройндшафт. Спокойно ходят друг к другу через линию фронта. Офицеры полка ничего не могут с этим сделать и ничего, по факту, уже не решают. Совершенно нормальная для 1917 года картина.
Проблема заключается в том, что нам не говорят, почему на фронте сложилась такая ситуация. Максимум, что мы услышим на это тему, "свобода в голову ударила" из уст холеных офицеров Генерального Штаба.
Неужели нельзя было взять какого-нибудь солдатика, который, к примеру, выложил бы только что прибывшим на фронт бабам в сердцах всю правду-матку?
Вообще солдат нам показывают как-то странно. Это чистые, откормленные лбы, которые с какого-то рожна не хотят воевать. Тогда как в реальности солдаты в окопах Первой Мировой, независимо от стороны конфликта, частенько буквально жили в окопах. Подолгу не мылись и страдали от вшей. А в российской армии еще периодически возникали перебои со снабжением, так что солдаты, хоть и не голодали, как узники концлагеря, но и лишнего жира на теле не имели.
Лучше всего солдат той войны в современном кино отобразил сериал "Троцкий". Там, конечно, показывали уже красноармейцев времен Гражданской Войны, но по внешнему виду солдаты российской армии 1917 года и красноармейцы 1918 года практически ничем не отличались.
Также меня в этом фильме просто поразили некоторые довольно жирные исторические косяки. Например, то, как показано высшее командование. Керенский, согласно видению авторов, это какой-то дурак, который вообще не понимает, что происходит, и отказывается верить привезенной с фронта кинохронике.
Я не знаю, с какой целью это сделано. Однако Керенский не был дураком и прекрасно знал, что происходит на фронте. Более того, он лично ездил туда и уговаривал солдат идти в наступление. Кого-то даже убедил.
Проблема Керенского заключалась в том, что желание правительство продолжать войну коренным образом расходилось с желанием народных масс, а аппарата принуждения и насилия в руках у государства уже не было.
Офицеры Генерального Штаба, впрочем, тоже показаны не лучше. С легкой дебильцой. Иначе воспринимать предложение ввести военно-полевые суды невозможно.
Чтобы вводить военно-полевые суды в армии, которая тебе практически не подчиняется, нужно иметь за спиной еще одну такую же армию.
На этом, кстати, в свое время погорел генерал Корнилов. Вот кто совершенно не понимал, что происходит.
Кадры воинской учебы это вообще отдельная песня. Наверное, здесь сказалось продюсерское влияние Бондарчука. Иначе объяснить "Цельнометаллическую оболочку" в условиях дореволюционной России я не могу. Это же просто чудовищный анахронизм. Из этих девушек формировали не десантников, не спецназ, а обычный пехотный батальон. Их бы учили обращению с оружием, гоняли на пешие марши, а не сквозь колючие проволоки учили бы пролезать.
С косяками закончили, перейдем к откровенному бреду. Когда весь батальон в первой половине встал перед зданием штаба, прося освободить Бочкареву. Так вот, девушки простояли половину дня, всю ночь и утро практически в одной позе без движения и на утро выглядели точно так же, как и в самом начале. То есть, не было даже попыток загримировать актрис или изобразить какую-либо усталость. Дескать, из последних сил, но стоим. А ведь ночью был еще и дождь. То есть, девушки должны еще в мокрых шинелях стоять. Но ничего подобного вообще не было. Даже если бы у них получилось выстоять эти сутки, выглядели бы они совсем по-другому. Вот из-за таких вот моментов в реальность происходящего нисколько не веришь.
Персонажи имеющие рабоче-крестьянское происхождение в этом фильме представлены в крайне негативном свете. Например, именно простые девушки из низов начинают откровенно прессовать аристократок. Именно простая девушка становится подлым стукачем и сдает девушку, которая ночами бегает к своему мужу, а затем, получив от Бочкаревой лещей, идет жаловаться, видимо, в Петросовет. Из-за командира батальона и арестовывают.
Вообще, достоверность ситуации с арестом вызывает у меня серьезное сомнение. Ну да ладно.
Еще меня очень раздражает то, что зрителю ничего не поясняют, а практически кидают в гущу событий. Война идет уже четвертый год. Нам не дают ни диспозицию, говорят о том, что происходило ранее. Единственное, что мы знаем, так это то, что необходимо наступление. Но мы даже не знаем, где стоит фронт!
Такое ощущение, что киношники думают, будто "с немцами же воевали!" должно все объяснить не особенно осведомленному зрителю, настроив его на нужный лад.
В общем, даже с точки зрения булочной пропаганды этот фильм - откровенная халтура. "Адмиралъ" в этом смысле намного лучше, как бы странно это ни звучало.