Найти в Дзене
Spots

Абрамович думал купить ЦСКА, привел туда «Сибнефть» и считался тайным владельцем клуба. На это даже намекал Путин

Никто не знает, как они познакомились. Гинер и Абрамович не скрывают дружбу, но когда и где впервые заговорили – тайна. Пару раз журналисты пытались аккуратно продавить Гинера, но всегда получали строгое «давно». Только в 2004-м Гинер уточнил: это было до того, как он стал президентом ЦСКА. В 2004-м клуб прошел в третьем квалификационном раунде Лиги чемпионов «Рейнджерс», и после матча на «Айброкс» (1:1) Абрамович зашел в раздевалку. Он был не один, а с другом и на тот момент владельцем «Крыльев Советов» Германом Ткаченко. Вот что Ткаченко рассказывал лондонскому таблоиду Evening Standard:  «Роман предан «Челси», но и к ЦСКА у него слабость. Мы вместе были в раздевалке, когда они победили «Рейнджерс», и вместе поздравили команду. В раздевалку нас пригласил Гинер. Роман хочет, чтобы все российские команды показывали хорошую игру, и от того результата он был в восторге. Он был счастлив, хотя никому этого не показывал». Возможно, игра с «Рейнджерс» и укрепила чувства Абрамовича, но он у

Никто не знает, как они познакомились. Гинер и Абрамович не скрывают дружбу, но когда и где впервые заговорили – тайна. Пару раз журналисты пытались аккуратно продавить Гинера, но всегда получали строгое «давно». Только в 2004-м Гинер уточнил: это было до того, как он стал президентом ЦСКА.

В 2004-м клуб прошел в третьем квалификационном раунде Лиги чемпионов «Рейнджерс», и после матча на «Айброкс» (1:1) Абрамович зашел в раздевалку. Он был не один, а с другом и на тот момент владельцем «Крыльев Советов» Германом Ткаченко. Вот что Ткаченко рассказывал лондонскому таблоиду Evening Standard: 

«Роман предан «Челси», но и к ЦСКА у него слабость. Мы вместе были в раздевалке, когда они победили «Рейнджерс», и вместе поздравили команду. В раздевалку нас пригласил Гинер. Роман хочет, чтобы все российские команды показывали хорошую игру, и от того результата он был в восторге. Он был счастлив, хотя никому этого не показывал».

Возможно, игра с «Рейнджерс» и укрепила чувства Абрамовича, но он увлекся ЦСКА раньше. 

Когда в конце 2001-го Гинер впервые раскрыл акционеров клуба, и контрольный пакет значился у британской компании Bluecastle Enterprises Limited, многие подумали, что за ней стоит Абрамович. В феврале 2001-го Bluecastle подписала бессрочное соглашение с ЦСКА и обязалась внести первоначальный взнос до 8 миллионов долларов на трансферы и модернизацию базы. При этом компания получила право на 80% от чистого финансового результата и 100% возмещения части расходов до того, как этот результат будет достигнут.

И хоть доказать причастность Абрамовича к Bluecastle было нереально, в 2003-м интерес бизнесмена к ЦСКА стал очевиден и без конспирологических теорий. В марте «Коммерсантъ» написал, что Абрамович замахнется на 50% акций, а пресс-атташе клуба Сергей Аксенов подтвердил переговоры: «Какие-то контакты есть, но говорить о конкретных цифрах пока рано».

-2

Когда о сделке спросили Абрамовича, он просто ушел от ответа, но ничего не опроверг: «Про футбол пока говорить не буду». Впрочем, всего через пару недель сценарий переиграли – Гинер назвал продажу клуба бредом, а Сергей Аксенов неловко оправдывался: «Ничего не подтверждал. Меня неправильно поняли. Я сказал только, что телефонные разговоры между Гинером и Абрамовичем действительно были. Ну и что? Непонятно, с чего все вдруг заговорили о продаже акций. Может, люди просто поужинать вместе договаривались».

Аксенов кокетничал, потому что Сергей Капков – в то время правая рука Абрамовича на Чукотке, а позднее вице-президент РФС – спустя несколько лет подтвердил: «До «Челси» Абрамович интересовался покупкой российского клуба, в частности ЦСКА. Ездил на матчи армейцев, в том числе и на выездные, присматривался».

Абрамович часто смотрел матчи красно-синих – конечно, из вип-ложи и в компании Гинера. В 2004-м президент ЦСКА сказал: «Я всегда приглашаю Абрамовича на игры ЦСКА, а он меня на матчи «Челси» в Лондон». Об этом писал даже депутат Госдумы Александр Хинштейн, который в 2007-м выпустил книгу «Березовский и Абрамович. Олигархи с большой дороги»

«Заполненный до отказа огромный, враждебно настроенный стадион в Лиссабоне, не помешал ЦСКА одержать победу 3:1 и впервые в истории российских клубов выиграть европейский кубок. Вот только Абрамович, который ходил на матчи ЦСКА при первом удобном случае, увидел это историческое событие лишь по телевизору. Как раз в тот день Владимир Путин назначил встречу с губернаторами. Да не в Москве, а в Хабаровске».

Нобель Арустамян вспомнил: «Во второй половине нулевых я ездил в Израиль на Кубок Первого канала: там Абрамович и Гинер всегда очень близко общались, проводили время в одних компаниях, в одних ложах. Было видно, что это дружеское общение».

-3

История ЦСКА и Абрамовича стихла, но не закончилась. В 2009-м Абрамович с радостью принял в «Челси» Юрия Жиркова, а Гинер подчеркивал, что для его клуба трансфер не очень-то и выгоден: «Думаю, если бы мы продавали его в другое место, получили бы больше денег («Челси» заплатил 18 млн евро – Sports.ru). Но я знал, что Юра перейдет в топ-клуб мирового уровня, что отношение к нему будет хорошее. И поэтому я пообещал Роману Абрамовичу отдать игрока ему».

Во время трансфера Жиркова вспоминался еще один переход из ЦСКА в «Челси» – в 2005-м в Лондон перебрался Иржи Ярошик, наговорив лишнего за неделю до сделки: «Абрамович действительно влияет на оба клуба. И если я буду нужен Моуринью, я согласен, что он может рассчитывать на соглашение между двумя русскими».

В 2010-м Абрамовича и Гинера засмущал уже не футболист, а премьер-министр Владимир Путин. На пресс-конференции в Цюрихе обсуждали чемпионат мира в России, и Путина спросили о помощи владельца «Челси»: 

«Он несколько лет работал на Чукотке и работал неплохо. С этой стороны его мало кто знает, все говорят о том, что он олигарх, купил футбольный клуб «Челси», это встречает в России положительные и отрицательные эмоции. Но господин Абрамович помогает и в развитии российского футбола, поддерживает и один из российских клубов». На этом моменте Путин обратился к Абрамовичу, который сидел в зале, с вопросом: «Какой клуб?». Абрамович не ответил, и Путин продолжил: «Он не скажет, это запрещено внутренним распорядком в вашем лагере».