Найти тему
Елка Ким

Скоро Рождество

Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога.
Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога.

Отвечает настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Московской обл. священник Димитрий Свердлов:

— Уважаемая Татьяна, вы затрагиваете один из наиболее трудных вопросов, которые возникали в адрес христианства. Не могу сказать, что у меня есть на него ответ. Но я попробую поделиться кругом идей, в контексте которых ответ на этот вопрос может быть найден.

В целом сказанное вами можно было бы обобщить до лаконичного: «Как может быть Бог добр, когда в мире столько зла?..» Или: «Почему добрый Бог не прекратит зло, тем более если Он говорит, что любит людей?»

Проблема сводится не к одной Вифлеемской трагедии. Далеко в историю ходить не обязательно: у нас буквально перед глазами есть очень похожая — трагедия в Беслане. Вообще, в мире очень много зла: насилие, убийства, голод, стихийные бедствия. Войны, наконец… Об этом чудовищном количестве зла знает и Библия, которая же и утверждает, что Бог — это любовь. Более того, христианство говорит об окончательной в итоге земной истории победе зла на земле (см. книгу «Апокалипсис», или «Откровение св. Иоанна Богослова»).

Как совместить доброту Бога, Его любовь — со злом, которое живет в мире? Этот вопрос в той или иной форме пытаются разрешить все религии и многие философские системы — от эллинистических, от немецкой философии Лейбница до русской религиозной философии XX века Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского.

Христианское сознание практично, а потому оно в меньшей степени интересуется вопросом «почему?». По большей части нам достаточно констатации некоторых фактов, которые мы воспринимаем как Откровение Божие. Да, Бог, безусловно, благ. Да, Бог, безусловно, сотворил мир, который — как результат творения Божия — тоже благ. Да, в мире существует зло. И за это зло отвечает не Бог, соответственно, некорректно предъявлять Ему претензию за зло и страдание в мире. Кто же отвечает за зло?

Бог творит человека и духов (ангелов) свободными. Они обладают свободой внутреннего выбора между добром и злом, между Богом и не-Богом. Потенциально каждый человек может быть носителем и транслятором и добра, и зла. И именно человек (и падшие ангелы, которые, как известно, именуются бесами) творит зло, именно он приносит зло в мир, и именно он ответствен за то зло в мире, от которого он сам же и страдает.

Но. Если Бог творит человека свободным, а свобода человека позволяет ему приносить в мир зло — значит, опять Бог ответствен за зло? Значит, виновен не царь Ирод, который отдал приказ убить детей, а Бог, который создал Ирода способным отдать такой приказ? Зачем Бог творит человека свободным, если свобода человека приносит зло?

Бог творит человека свободным, дает ему возможность выбора — потому что любит человечество. Свобода — свойство Самого Бога. Бог свободен, свободен абсолютно, так сказать, по определению: Он никому не подчиняется, над Ним «выше» никого нет. Таким же хочет видеть Бог и человека — свободным: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1: 27). Свободным настолько, насколько это в принципе возможно для человека — для того, чтобы он имел возможность переживать в максимальной степени полноту жизни, полноту бытия на божественном уровне. Ведь человек без свободы — это не человек, это биоробот.

Но у свободы человека есть издержки: человек способен выбрать не только добро и Бога, но и зло и пойти наперекор Богу. С этими-то издержками мы и сталкиваемся в мире, в том числе в Вифлееме и в Беслане.

Можно спросить: хорошо, но почему я и мой невинный ребенок отвечают за то, что Ирод для себя выбрал быть чудовищем? Философская мысль здесь предпочитает говорить не о вине (действительно, вряд ли кто-то из бесланских матерей виноват в гибели своих детей), а об общей, солидарной ответственности всего человечества за происходящее в мире, который Бог дал людям, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Человечество — единый взаимосвязанный и взаимозависимый организм, система сообщающихся сосудов. В этом смысле ответственность за зло в мире лежит на людях — на всех нас.

Практичность же христианского сознания заключается в том, чтобы в первую очередь искать ответ на вопрос не «почему возникла такая ситуация?», а «что с этим делать?». Если точнее — как именно жить в мире, где так много зла? Решение — индивидуальный путь к добру и Богу, истребление зла в себе. Победа над злом в себе уменьшит и количество общего зла в мире.

Как и обещал, я не ответил на ваш вопрос. Я лишь попытался определить основные моменты, опираясь на которые, можно приблизиться к пониманию проблемы. Рекомендую почитать специальную литературу. Тэг — теодицея или «оправдание Бога» (так эта проблема обозначается в философии). И еще — помолиться. Потому что мы с вами вторгаемся в область крайне высокого знания, где без Божьей помощи и без Божьего согласия ответ получить невозможно.

Рождество Христово : смысл, история и традиции праздника

Версия для печати

Тэги: Рождество Христово Евангелие Священное Писание