Недавно одной моей знакомой пришло СМС из банка с текстом, что ее карта якобы заблокирована. У нее действительно была зарплатная карта в этом банке. Она позвонила по номеру в СМС и продиктовала оператору данные карты. Через пять минут у нее сняли все деньги.
Потерпевшая уведомила о произошедшем банк, заблокировала карту, обратилась в полицию в надежде, что аферистов найдут – для нее такая потеря средств была неожиданной и существенной.
Почему такое происходит?
Дело в том, что мошенники умело маскируют свои сообщения под СМС от банка, поэтому у получателей не возникает сомнений, что им пишут именно из банка.
В СМС жертву всегда просят перезвонить по указанному телефону, а там уже оператор (якобы банка) рассказывает, что произошел сбой системы (или, например, от вашего лица пытались сделать перевод) и вам нужно предоставить данные вашей карты, чтобы снова внести ее в систему (ну, или что-то вроде этого похожее на правду, но по факту к ней не имеющее отношения). Получив эти данные, мошенники могут расплачиваться вашей картой через Интернет. Поэтому она очень скоро пустеет.
Еще один вариант развития событий, когда аферист, выдающий себя за оператора или сотрудника службы безопасности банка, просит вас дойти до ближайшего банкомата и перевести деньги на некий безопасный счет, пока систему не починят. Эта схема стара, имеет массу вариантов, но неизменно находит своих жертв. Каждый день люди добровольно переводят свои средства на счет мошенников.
Виноват ли банк?
Увы и в первом, и во втором случае вернуть деньги крайне сложно, хотя в любом случае стоит попытаться оспорить операцию.
И банк тут ни в чем не виноват, особенно если он крупный, ведь аферисты действуют наугад, а у большинства людей деньги хранятся в крупных банках.
Принципиально важно то, что клиент сам нарушил порядок пользования картой. И все же, получив отказ банка в возврате средств (ответ должны дать в течение 30 дней), можно обратиться в суд. А вот если бы вины клиента в утечке данных не было, то банк должен был бы вернуть деньги. Во всяком случае, в статье 9 закона «О национальной платежной системе» говорится, что банк «обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа».