Вместо эпиграфа - слова одной моей дорогой читательницы, взятые из комментариев к предыдущей статье:
"Раньше была традиция смотреть "Иронию"под нарезание салатов, теперь традиция обсудить ее в предновогодние дни в интернете. Все таки в постмодернистское время живем"
Оксана Дмитриева (с)
Поверьте, я не собиралась снова в стотридцатьтысяч-миллионный раз писать об "Иронии судьбы", да еще и вскоре после предыдущей статьи. Но так случилось. И вы будете совершенно правы, если не захотите дочитывать статью. Я даже не обижусь. Но не написать ее я не могу, эта мысль очень давно крутится в голове.
Что - помимо новогоднего антуража и любви - является отличительной чертой этого фильма? Романтичность его персонажей. Романтизм. Которому подвержены в фильме все.
Наденька Шевелева романтизирует, например, свою профессию. Рассказывая о миссии учительницы русского и литературы и о своей персональной учительской миссии тоже - она в прямом смысле слова произносит маленький гимн "лирикам".
Она не меркантильна, не корыстна, иначе не променяла бы выгодного Ипполита на простого Женю.
Она играет на гитаре - что тоже как нельзя лучше отражает ее тонкую, романтичную душу. Об этом говорят и сам навык игры в принципе, и лирический репертуар. И даже символический бантик на грифе - как дань романсам прошлого века, исполняемым какой-нибудь экзальтированной барышней перед кругом поклонников.
Даже в статике Наденька живописна и лишена твердой почвы под ногами.
Романтичен так же и ее возлюбленный - Женя Лукашин. От него прямо за версту веет походами, палаткой, костром, свитером с высоким воротом, картошкой с дымком, горными реками и крутыми перевалами.
В нем этого романтизма - просто с переизбытком.
Он верит в любовь с первого взгляда, в союзы не по расчету, у него - так же, как и у Нади - лирический набор песен.
Он верит в дружбу и не способен понять, как можно молча кинуть Катанянов и съесть салат без них. Или как можно не пойти с лучшими друзьями в баню.
Он может поставить во главу угла не голову, а сердце. Принимать решения не разумом, но чувствами.
Он способен на Поступки во имя любви. Например, признаться в чувствах к чужой невесте на чужой свадьбе. Или отбить случайно встреченную красавицу у солидного мужчины - просто потому, что влюбился. Не рассуждая, будет ли из этого толк и каковы его шансы на успех.
Женины друзья такие же романтики, просто им досталось мало экранного времени, чтобы нас в этом убедить. Но хотя бы по песне о "Крыле самолета и зеленом море тайги" и душевности ее исполнения - мы уже способны сделать вывод об этих друзьях.
Да что там друзья! Даже Галя - та самая Галя, которая жестко прошлась по маме ("приготовит нам еду и уйдет") и по Катанянам ("обойдутся"), и которая так расчетливо подводила Женю к предложению руки и сердца - даже она не лишена тяги к романтике. Как вдохновенно она говорила о встрече Нового года в монастыре в Суздале или на самой верхушке Останкинской башни!
Но самую романтичную и искреннюю фразу о любви в этом фильме произносит другой персонаж. Самый неромантичный, самый эмоционально закрытый, больше всех не склонный ни к лирике, ни к сентиментальности. Я говорю об Ипполите.
В конце фильма, когда Ипполит пробует ту самую пресловутую заливную рыбу, которая "гадость", он произносит следующее:
- Как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма. Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам! Мы перестали делать большие, хорошие глупости.
Как по мне - эту фразу про окна должен и мог бы сказать какой угодно из персонажей фильма, но только не Ипполит. И я не понимаю мотивов автора, вложившего эти слова в речь именно этого героя. Который сам - как большая, ходячая антиреклама всяческого романтизма.
Потому что если бы этой фразы изначально в фильме не было, и мне предложили бы наделить ею кого-то из героев - я бы отдала ее Жене, или хоть тому же персонажу Георгия Буркова. Или Надиным подружкам-веселушкам. Но только не солидному, упакованному на все пуговицы и продуманно-плановому Ипполиту.
Он прагматик, что, по сути, синоним антиромантика. Человек, который на полном серьезе не понимает, зачем идти в баню, если в квартире есть ванна - априори не способен размышлять о влезании к любимым через окна. Он поедет на лифте.
Торжественно обещаю - в этом году больше не писать об "Иронии судьбы" :)
И спасибо всем за внимание к каналу :)