Подскажите, что делать с моим братом?
Ведь Володя в детстве был абсолютно беспроблемным ребенком: хорошо учился, помогал маме по хозяйству, читал запоем... Никаких плохих компаний, наркотиков, приводов в милицию... И в вуз поступил с первой попытки, причем на бюджетное отделение.
А на втором курсе у него вдруг начались проблемы с алкоголем. И понеслось: словно свернул человек с белой на черную полосу и пошел по ней, причем не поперек, а вдоль. Через полгода брата отчислили из института за академическую неуспеваемость. Устроился работать в строительную фирму, но и оттуда его вскоре выгнали. Немного остепенился, когда женился и стал отцом, но, увы, ненадолго.
Мы с мамой совсем не удивились, что его брак распался. А причиной были, конечно же, пьянки.
После развода Володя опять стал жить у матери. Его бывшая жена не хотела иметь с ним ничего общего, не разрешала видеться с дочкой. Я не осуждала невестку за это. После того как брат пошел с малышкой гулять, напился и потерял дочку (ее привели домой незнакомые люди), понимала: Володе ребенка доверять нельзя. Он якобы переживал, а утешение искал на дне стакана. Мама плакала и все чаще принимала сердечные капли. Брат пил, протрезвев, просил у нее прощения, клялся, что это была последняя капля спиртного, и на следующий день напивался опять. У кого в семье есть алкоголик, тот без лишних объяснений поймет, о чем я говорю.
Как-то я пришла проведать маму и застала ее в ужасном состоянии. Она была бледная, тяжело дышала.
- Володя еще вчера ушел и до сих пор не вернулся... - выдохнула и стала тяжело оседать на пол.
Я вызвала скорую. Пожилой врач сразу поставил диагноз: инфаркт. В больнице диагноз подтвердили и сказали, что мамино состояние критическое и не исключен летальный исход. Двое суток просидела возле ее койки, безрезультатно пытаясь дозвониться брату. На третьи мамуля пришла в себя.
- Ларочка, - шепотом попросила она, - пообещай мне... Пообещай, что ты не оставишь Володю. Он без тебя совсем пропадет. Он ведь неплохой парень, только слабовольный...
В ее глазах была мольба. Я поклялась, что не оставлю брата. Могла ли я отказать маме?
Она умерла через два дня. Володя не появлялся, и известий от него не было. Накануне похорон я перебирала в шкафу мамину одежду и услышала, как кто-то открывает дверь ключом. В комнату вошел Владимир.
- Привет, сестра! Что ты здесь делаешь? - удивился он.
От него невыносимо воняло смесью перегара, мочи и тухлой капусты. А лицо! Господи! Не физиономия, а один огромный синяк! Ну просто типичный бомж со стажем!
- Где ты был?! - заорала я.
Ларчик, ну чего ты кипишуешь? Где мать?
- Умерла сегодня ночью...
Брат рухнул на диван и закрыл лицо руками.
- Где ты шлялся?! - повторила я вопрос. - Это из-за тебя мама умерла. Это ты вогнал ее в могилу!
Тихий плач Володи резко перешел в рыдания. У меня было огромное желание врезать ему по фиолетовой, оплывшей от пьянства морде и уйти, громко хлопнув дверью. И постараться забыть о нем - пусть живет как хочет! Но ведь я дала маме клятву...
Да дело было не только в клятве! Я вдруг вспомнила Володьку маленьким... Каким славным и ласковым мальчуганом он был! Присела рядом с братом, обняла его и тоже заплакала. Некоторое время мы ревели дуэтом. В перерывах между рыданиями Вова просил прощения, божился, что в жизни не прикоснется к водке, клялся, что с этого дня начинает новую жизнь...
На поминках он действительно не выпил ни капли. И потом каждый день я заставала его угрюмым, несчастным, но трезвым.
Мы с мужем как раз собирались открыть собственное кафе. Опасаясь, что брат снова сорвется, я предложила Пете взять его к нам на работу. Надо дать шанс человеку.
Я еле-еле уговорила мужа взять Володю на работу. Надо ведь дать шанс человеку, если он хочет исправиться
- Ты уверена, что нам нужен такой работник? - судя по выражению Петиного лица, ему мое предложение не понравилось. Однако мне все-таки удалось его уговорить.
Володя с энтузиазмом принялся за работу - снабжать ресторан продуктами. Первые два месяца все шло отлично. А потом позвонил шеф-повар.
- Сегодня не было завоза. Скоро пойдут первые клиенты, а в холодильниках хоть шаром покати...
Я тут же стала звонить брату на мобильный, но телефон был отключен.
Помчалась к нему домой: давила на звонок так, что даже палец посинел — безрезультатно. Вдруг приоткрылась дверь квартиры напротив, выглянула соседка:
-А там никого нет. Володька всю ночь пьянствовал со своими дружками, а утром они куда-то умотали. Еще один такой ночной концерт - и вызову полицию! - она захлопнула дверь, но через секунду открыла снова. - Хорошо, что матушка его, Царство ей Небесное, не дожила до такого позора...
Знаю: после окончания запоя брат снова будет бить себя кулаком в грудь и клясться, что завяжет навсегда. Некоторое время продержится, потом все вернется на круги своя. Я не хочу быть ему нянькой. Сколько можно объяснять взрослому человеку, что своим пьянством он разрушает жизнь себе и другим? С другой стороны, пообещала маме, что не брошу Владимира. Только в состоянии ли я выполнить данное слово? Слишком тяжела ноша, слишком выматывает эта опека...
Лариса, 44 года