Ранним утром пономарь Савино-Сторожевского монастыря Гурий пришел к храму, чтобы ударить в колокол перед службой. Вокруг было пусто и тихо, только у дверей стоял незнакомец в монашеской одежде.
- Как здоровье вашего игумена? - Спросил незнакомец Гурия.
Игумен Михаил был при смерти, и Гурий без лишних слов рассказал об этом.
- Пойди, скажи игумену, чтобы призвал на помощь Богородицу и основателя этого монастыря Савву и он получит исцеление. А сейчас открой мне церковные двери, чтобы я вошел.
- Кто ты, господин? Как твое имя? - Настороженно спросил Гурий.
Незнакомец ничего не ответил и пошел к дверям. Двери открылись, и таинственный старец скрылся в храме. Гурий оторопел, двери храма всю ночь были не заперты! Он побежал за напарником, чтобы сделать ему выговор.
Напарник клялся и божился, что вчера запер все как положено. Пономари поспешили к храму - двери действительно были крепко запреты. Открыли - внутри никого. Между тем, пора было начинать утреннюю службу. После службы пономари рассказали всем о том, что произошло ранним утром.
- Это Савва тебе явился! - Таково было общее мнение об утреннем приключении Гурия. Принесли в храм умирающего игумена Михаила, и действительно, после молебна он пошел на поправку и вскоре выздоровел.
Надо сказать, что такие «прозаичные» явления вообще в характере преподобного Саввы Сторожевского, подобным образом он явился и царю Алексею Михайловичу. Царь выехал на медвежью охоту в окрестностях Сторожевского монастыря, егеря и свита разъехались в поисках зверя и для подготовки облавы, а царь остался в лесу один. В этот момент медведь выбежал из чащи и бросился прямо на него. Справиться с медведем в одиночку без современного огнестрельного оружия крайне трудно – царь мысленно приготовился к смерти. Вдруг рядом с ним появился монах, и зверь, испугавшись, кинулся прочь.
- Как твое имя? – Спросил царь у монаха.
- Я инок Сторожевской обители, а зовут меня Саввой. – Ответил монах.
Благополучно вернувшись с охоты в монастырь, царь начал разыскивать своего спасителя, но игумен и другие монахи сказали, что среди них нет никого, кто носил бы имя Савва. И вдруг, Алексей Михайлович узнал его на иконе в келье игумена.
Благодаря этому случаю, и началось общецерковное почитание Саввы Сторожевского.
См. также:
Пять человек исцелились монастырским квасом из Звенигорода
Святой, явившийся в храме, до полусмерти напугал пономаря
Монахи высекли медведя