Французский шеф-повар Кзавье Бюрель во время своего приезда в Минск успел накормить беларусов ужином из пяти блюд и пообщаться с журналисткой «Большого». Мы поговорили с Кзавье о кулинарном образовании, войне с фастфудом и кулинарии будущего.
О простых блюдах
Хоть я и шеф-повар, я люблю очень простые блюда. Обычно уменя простой завтрак: круассан и хороший кофе — это очень по-французски (улыбается). Еще я люблю обычные макароны, например. Я как сапожник без сапог: ем простые блюда.
О цене и доступности
Высокая кухня — это дорого, потому что для приготовления блюд используются очень дорогие продукты. Но можно приготовить вариации с более дешевыми продуктами, и это уже другая история. Для того, чтобы хорошая кухня была доступна различным социальным классам, и существуют различные ее виды.
Если сравнить беларуские и французские рестораны, то во Франции цены будут в два раза выше. Но при этом среднестатистический француз может позволить себе посетить такой ресторан. Здесь даже есть некоторая сезонность. Зимой французы обычно позволяют себе меньше, а летом они более свободно распоряжаются своим бюджетом.
О кулинарном образовании, которое нужно всем
Я считаю, что кулинарное образование такое же важное, как и школьное. Нужно начинать с детства. Я порой не понимаю родителей, которые заказывают детям блюда из детского меню. Когда я со своими детьми хожу в ресторан, я заказываю им те же порции, что и себе. Это момент воспитания: так они поймут, что такое высокая кухня. Да, это получается дороже. Но я (представитель среднего класса) предпочитаю потратить больше, но при этом дать детям необходимый кулинарный опыт. Так человек образовывается, учится разбираться в блюдах, выбирать продукты, планировать бюджет. Он будет понимать, что кладет себе в тарелку.
Сейчас французские родители задаются вопросом: что дети кушают в садах? Потому что там невкусная еда. Мы платим три евро в день. Как можно за эти деньги накормить ребенка хорошими сезонными продуктами? Сейчас появляется все больше шеф-поваров, которые втягиваются в эту систему и пытаются найти решение.
Я часто встречаю детей, которые говорят: «Я не люблю перец! Я не люблю цветную капусту!» Это потому что в садике и школе их кормили невкусно приготовленными овощами. Когда они повзрослеют и попробуют что-то действительно хорошего качества, они скажут: «Ааа, это, оказывается, вкусно! А я и не знал…»
О войне с фастфудом
Во Франции есть 600 ресторанов со звездами Мишлен. Например, на Лазурном берегу таких ресторанов всего лишь 10. А сколько во Франции ресторанов фастфуда? Миллионы! Но мы продолжаем знакомить людей с настоящей кухней.
От фастфуда никуда не деться. Ребенку нельзя запретить ходить в McDonald’s или другие подобные кафе, потому что они везде видят рекламу – счастливые люди кушают вкуснейшие бургеры. Приходят мысли: все туда ходят – я тоже хочу! Но нужно объяснять детям, из чего сделан стейк для бургера или хлеб.
О звездах Мишлен
Получить звезду Мишлен сложно. Рестораны испытывают постоянное давление, которое исходит не столько от гида Мишлен, сколько от клиентов. Заплатив 100-200 евро за человека, посетители хотят видеть в своих тарелках что-то действительно ценное.
Как работает Мишлен? Три раза в год инспекторы устраивают проверки ресторану. Если один инспектор говорит, что ресторан не заслуживает звезды, но двум остальным все нравится, ресторан сохраняет свои звезды. Но стоит двум инспекторам сказать, что заведение недостойно иметь свои звезды – звезду сразу же снимут.
Сложно сказать, всегда ли инспекторы правы, но думаю, что по большей части они объективны. Здесь нужно быть игроком и стремиться побеждать. Ты получаешь звезду – все классно. Но если ты потерял ее, нужно спросить у себя: почему так произошло?
В Беларуси есть рестораны, которые вполне могут заслужить звезду Мишлен.
О будущем кулинарии
У профессии шеф-повара есть будущее, потому что люди всегда голодны (улыбается). Не представляю, как люди будут довольствоваться одной таблеткой вместо полноценной еды, как мы можем видеть в фильмах о будущем. Такое будущее для меня очень сомнительно.
Чтобы у наших детей и внуков было хорошее будущее в кулинарии, нужно уже сейчас задавать себе вопросы об экологии, о правильном питании. Тогда у наших детей и внуков будет возможность есть правильную и вкусную еду, которую мы можем позволить себе сейчас.
Мне кажется, что качество продуктов особо не изменилось за последнее время. Например, я сегодня могу позволить себе приготовить говядину, так, как готовила ее моя бабушка. Хочется верить, что нас не ждут какие-то кардинальные перемены и говядина останется говядиной.
Об экологии
В вопросе экологии все зависит от нас: мы не обязаны есть мясо каждый день, мы не обязаны есть клубнику в декабре, когда ее быть не должно. Нужно отдавать себе отчет, что сейчас не сезон и вместо клубники ты ешь добавки. Конечно, если есть спрос, если люди не могут обойтись зимой без летних ягод, то производители будут использовать добавки — только для того, чтобы удовлетворить ваши потребности. Но если потребители будут покупать только сезонные продукты, то рано или поздно красивые, но безвкусные овощи и фрукты исчезнут с наших прилавков.
О стереотипах
В кулинарии не должно быть стереотипов. Когда я впервые приехал в Беларусь, я, конечно, первым делом попробовал драники. Да, это вкусно (улыбается), но постепенно я стал открывать для себя страну и с помощью других блюд. Беларусь — это не только драники.
Ровно как и Франция — это не лягушки. Есть же такой стереотип, что во Франции едят лягушек. Нет, нет и нет, на самом деле это не так (смеется). Просто англичане, которые не любят Францию, называют нас «лягушатниками». Но во Франции есть максимум три ресторана, где готовят лягушек. Это очень редкое блюдо.
О тенденциях в кулинарии
Первая тенденция — модернизация кухни. Совершенствуется все — начиная от подачи и заканчивая кухонными приборами (духовка, миксер и т.д.).
Вторая тенденция — мы быстро перенимаем опыт друг друга. В социальных сетях мы можем увидеть блюдо, которое приготовил русский шеф-повар. Его идеи тотчас же долетают до Германии или Франции. И кажется, что границ нет.
Отмечу еще одну тенденцию. Сейчас большое внимание уделяется декору блюд. Их подают с дымом, с огнем, пытаются чем-то удивить. Но если идти по такому пути, может пострадать качество. Например, я был в ресторанах Парижа, где фантастическая атмосфера, какой-то нереальный декор, подача, но то, что в тарелке, абсолютно не соответствует моим ожиданиям. Что остается нам? Просто хорошо делать свою работу, чтобы люди понимали разницу между «красиво» и «вкусно».
В 2019 году Кзавье получил звезду гида Мишлен. В Минске звездный шеф-повар провел гала-ужин в ресторане Bistro de Luxe. Кзавье уехал, но блюда, которые он представил на ужине, остались в рождественском меню ресторана. Если хотите понять, каковы на вкус звезды Мишлен, вы знаете, куда идти.
Текст: Полина Лисовская
Фото: Анна Кипель
Оригинал: bolshoi.by