Найти тему

Почему российское образование лучше китайского? Проверено на себе.

Я родилась и выросла в Сибири, пошла в садик, школу, университет... В Китае я закончила один из ведущих университетов страны и успела поработать преподавателем английского языка в садиках, школах и университетах.

Почему же я считаю, что в Китае образование хуже?

Я не утверждаю, что все так в 100 процентов случаев, бывают индивидуальные ситуации и исключения.

1. Количество учеников в классах

Население Китая больше 1 миллиарда 300 миллионов человек, соответственно людей много везде. Это касается и детских садов и школ и университетов. В России в классе около 30 учеников, в Китае около 50. Если в университете не принципиально, сколько человек слушают лекцию, то на более ранних этапах это ключевой фактор. Учителя при всем желании не имеют времени устно спросить каждого ребёнка, поинтересоваться мнением каждого. Поэтому основная форма контроля - письменные задания. Таким образом, у большинства китайцев совершенно не развиты навыки устной речи, и они могут знать ответ на вопрос и прекрасно справится с заданием в письменной форме. Например, на уроках английского, когда я спрашиваю своих учеников, они часто пишут и протягивают мне записочки с ответом, который сами не в состоянии прочитать.

2.Отсутствие заинтересованности в получении новых знаний

Китайские дети очень загружены учёбой и дополнительными занятиями. Большинство детей посещает как минимум 3 дополнительных кружка кроме занятий в школе. Причём родители требуют от ребёнка достижений, результатов, которыми они могут похвастаться в соц. сетях. В детских садиках практически нет игрушек. Вы не увидите детей, катающих машинки или играющих в куклы. Только конструкторы и паззлы. А ведь учёные давно установили, что игры необходимы ребёнку для процесса социализации: играя он, моделирует жизненные ситуации. Большую часть времени китайские детсадовцы танцуют, рисуют, поют, занимаются математикой и письмом. У них 5 уроков по 30 минут в день. Дети в старшей группе детсада производят арифметические действия с трехзначными числами. На школьные каникулы дети получают горы домашней работы. По каждому предмету (кроме ИЗО, музыки и физкультуры) огромные рабочие тетради с заданиями на каникулы. Поэтому самый популярный ответ школьников на вопрос «как ты провел новогодние праздники», что он я делал домашнюю работу. Многие делают уроки до глубокой ночи, а потом встают в 5 утра. Старшеклассники начинают уроки в 7.20 утра.

У китайских детей нет времени и сил, чтобы читать книжки, которые им нравятся, смотреть образовательные передачи и иметь хобби для души. Всё свободное время они играют в самые простые игры на смартфонах.

Как результат, эти дети вырастают в апатичных взрослых, которые мало чем интересуются в этой жизни. Если в русской школе двоечник может оказаться чудесным музыкантом, разбирающимся в рок- музыке или с упоением расскажет вам про футбол, то в китайских школах я подобного не встречала. У российских детей есть время на самостоятельное изучение и познание чего-то нового и интересного за рамками школьной программы.

3.Давление со стороны родителей

Главным желанием китайцев является желание разбогатеть. Хорошее образование=хорошая работа =деньги. Никакой вам самореализации, саморазвития, поиска себя. Счастье - это деньги. Поэтому китайские родители так обеспокоены результатами своих детей. Соответственно важны не столько реальные таланты, знания и умения и возможность их применения на практике, а различные сертификаты, дипломы, и отличные результаты тестов. На Рождество мы с 4-летними детьми будем показывать спектакль «Белоснежка», на английском, конечно же. Родителей и воспитателей не интересует произношение детей, понимают ли они то, что говорят, весело ли им. Последний пункт тут мало кого интересует. Как в фильме «Притворись моей женой»:

- А когда мы перестанем изображать веселье и начнём веселиться по - настоящему?»

- Никогда. Мы только изображаем веселье.

Складывается впечатление, что для китайцев главное : выложить в социальных сетях, что ребёнок играл в пьесе на английском, и получить сертификат.

Многие детишки в России пойдут на «новогодние елки» будут петь невпопад, забавно танцевать и запинаться рассказывая стишки, но будут счастливы. В России у многих детей есть шанс вдоволь наиграться, посещать кружки, которые нравятся.

4. Культурный аспект

Как бы мы русские не гордились своей историей и культурой, нам всегда интересно, а как "у них"? Мы весьма любознательны, когда дело касается других стран и народов. Для китайцев во всем мире есть китайцы и не китайцы. Весь западный мир для них говорит на английском, ест бургеры и пиццу. Если любой русский двоечник знает, что «ландон из зе капитал оф грейт британ». То китайский школьник даже не знает, что такое Великобритания. Ну ладно, про Англию они слышали, но где она находится, понятия не имеют. В школьной программе 16 -летних учеников есть урок про Канаду. За 2 года из 20 классов, а это около 800 человек, самым распространённым ответом про то, что вы знаете о Канаде, был: «Там жарко и есть кенгуру и пингвины». Получился такой микс из Австралии и ЮАР. В 16 то лет! Даже если русский школьник не любит географию, то может, посмотрит шоу типа «орла и решки», хоть как-то просветится. В Китае же интересуются Китаем. Все что за его пределами – Terra Incognita.

5. Педагогические методы, убивающие креативность и личное мнение

Качество преподавания в Китае очень низкое. Даже школьные учителя могут поколотить провинившегося ученика, не говоря уже о садике. Учитель всегда прав, даже если он далеко не прав. Дискуссия не приветствуется, свое мнение ученику иметь не надо, ответ дан в учебнике или конспекте, его надо просто зазубрить. Китайцы зубрят все слово в слово и получают за это отличные оценки. Для китайцев сложно дать ответ на вопросы как ты думаешь, что ты выбираешь и т. д. Возможность выбора - это пытка для них.

Таким образом, из многих китайских детей часто вырастают вялые, инфантильные взрослые, без хобби, знаний о мире и живущие с единственной целью : заработать больше денег.

Я считаю, что главная задача системы образования - это научить человека думать, анализировать информацию, научить отличать правду ото лжи, и привить желание к изучению нового.

Российская система образования имеет свои недостатки, но у наших детей больший шанс на весёлое и счастливое детство, которое подготовит их к взрослой самостоятельной жизни.