Маленькие дети воспринимают новую информацию совсем не так, как школьники. Взрослым важно получить подробный ответ на вопрос и понять логику вещей, а для малышей интересны просто факты (небо - синее, солнце - светит, море – соленое и т.д. ). И только со временем у ребенка начинают появляться логические цепочки. Так и с чтением: буквы, слова и целые предложения постепенно выстраиваются в сюжеты.
Учить - не переучить
Маленькие дети очень способные и восприимчивые: за короткое время у них формируется речевой аппарат, развивается логическое мышление и творческие способности. Это большая нагрузка, но малыши легко с ней справляются.
Идеальный возраст
Психологи и педагоги не могут определить лучший возраст для интенсивного обучения чтению, прежде всего из-за того, что все дети разные: одни малыши более усидчивые и спокойные, их легче обучать, а другие более шустрые, ни минуты не могут усидеть на месте и предпочитают активные игры. К тому же, у детей часто не хватает мотивация к кропотливому занятию. Поэтому многие специалисты считают возраст 4-5 лет самым оптимальным.
Первые шаги к чтению
- В два-три года расширяем словарный запас
- До трех лет развиваем речь; ребенок осваивает окружающий мир
- Читаем детям вслух. Это развивает внимание и воображение.
- К шести-семи годам у детей окончательно формируется знаково-символическая функция - пора заниматься более интенсивно!
Основные этапы обучения
- Играем со звуками: можно пошипеть, как змея, или пожужжать, как самолет, или посчитать, сколько звуков в коротком слове.
- Знакомим с ударением, гласными и согласными.
- Обучаем буквам и цифрам с помощью кубиков, азбуки или букваря, для непосед можно использовать лото, доску с магнитными буквами или просто лист с карандашами.
- Учим составлять из слов слоги и затем целые слова и предложения. Постепенно переходим к чтению предложений.
Основные методики обучения чтению
- Фонетический метод. Один из самых эффективных способов - алфавитный принцип, четкое произношение букв и звуков, постепенный переход к слогам и словам.
- Лингвистический метод. Учитывает особенности живой речи: обучение начинается со слов, которые чаще всего используются в современном языке.
- Метод Глена-Домана. Никаких букв и звуков! Ребенок учит слова целиком - запоминает их произношение и написание. Через некоторое время начинает читать небольшие тексты, где эти слова часто встречаются.
- Метод целого текста. Предполагает самостоятельное изучение для детей, умеющих читать: акцент на буквы и звуки не делается, ребенок узнает новые слова, смысл которых должен понять по контексту или иллюстрации.
- Метод Зайцева. Еще пару десятилетий назад был одним из самых популярных методов. Основан на игре с кубиками, на разных гранях которого написаны слоги - единицы строения языка; различаются по цвету, звуку и размеру.
Почему дети не хотят учиться читать?
- А зачем? Есть много других интересных занятий, а мотивации - нет.
- Ребенка начинают обучать чтению слишком рано:
- Ему приходится тратить много времени и усилий,
- Слова складываются автоматически (как при игре в кубики), малыш не понимает связь между буквами и значениями, забывает первую половину слова или предложения, когда дочитывает до конца
- ребенок боится расстроить родителей, при обучении отсутствует элемент игры
Зачем учить детей читать, если это делают в школе?
Чтение помогает детям развивать речь, интеллект, воображение, абстрактное мышление и многое другое. Тема о его пользе заслуживает отдельной статьи. Но есть и другие плюсы:
- во многих школах предпочтение при поступлении отдается детям, которые умеют читать,
- ребенку будет проще адаптироваться в школе психологически и освоить школьную программу; к тому же он будет меньше времени тратить на уроки и домашние задания,
- детям, которые поздно научились читать, трудно привить любовь к литературе,
- у читающих детей больше словарный запас, шире кругозор и богаче воображение.
Как мотивировать ребенка учиться?
Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал 10 законов раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте:
- Закон раннего старта. Чем младше дети, тем проще их обучать; малыши открыты всему новому, а пристрастия и характер сформировались не настолько, чтобы капризничать.
- Закон похвалы. Восторгаясь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам.
- Закон уважения. Считайтесь с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность. Разрешайте вашему ребенку самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.
- Закон игры. Знания усваиваются легче, если обучение проходит в легкой игровой форме.
- Закон хорошего настроение. Если мама, настроенная позитивно и пытается растормошить ребенка, который капризничает и не хочет заниматься, то лучше перенести урок на другое время, а в этот день просто поиграть.
- Прекращайте занятие сразу, если ребенок начинает зевать, учебный процесс не должен ассоциироваться с мучением.
- Закон скорости. Дети любят динамику. Чтобы ребенку не было скучно, наполняйте урок разными заданиями, тогда у него не будет повода быстро заскучать.
- Закон новой темы. Обязательно делайте занятия разнообразными. Используйте бумагу и ручки разных цветов, пишите слова на разные темы или разного размера, используйте кубики, кассу с буквами, мольберт или доску для рисования.
- Закон режима. Чем старше ребенок, тем важнее соблюдать режим дня.