Найти в Дзене
Большой музей

Чайлдфри в XVIII веке

С XVll века в России страдают без выпивки, хихикают над смешными животными, ругают загнивающий Запад и шутят про жестокую любовь. Сегодня для этого есть мемы, а раньше был лубок. Потешные картинки фиксировали повседневность простого народа и смеялись над его проблемами. Некоторые лубочные сюжеты кажутся хорошо знакомыми и сегодня.

Супруги сидят за столом вместе с котёнком, завёрнутым в пеленки. Они решают воспитывать его вместо ребёнка.
Супруги сидят за столом вместе с котёнком, завёрнутым в пеленки. Они решают воспитывать его вместо ребёнка.

На этом листе супружеская пара сидит за столом, где лежат баранки, хлеб и калач. Что перед нами дураки, понятно не только из подписи («не умеем мы, дураки, сделать ребёнка»), но и по классической лубочной манере изображения дурака с высунутым языком и длинным носом.

По своей глупости, герои рассчитывают выкормить «серого котёнка». Котёнка туго запеленали, как младенца, и муж-дурак кормит его из рожка. Супруги надеются, что он «под старость станет им ловить чёрного мышонка». Для наглядности мыши изображены здесь же, в нижней части листа, под текстом. Возможно, то, что дураки решают выкармливать котёнка вместо ребёнка — реакция лубка на постепенно распространявшуюся в XVIII веке в российских городах моду на домашних котов.

Текст на лубке

Не умеем мы, дураки, сделать ребёнка, станем кормить серого котёнка. Авось, под старость нам станет ловить чёрного мышонка.

Русский лубок гораздо ближе к современности, чем кажется: харассмент, чайлдфри, водочка и многое другое — в спецпроекте Большого музея.