Знакомое ощущение: куда бы поехать и куда помчаться на оленях утром ранним, лишь бы подальше от заевшего быта? Тогда для вас - холодная прозрачность севера, которая, пожалуй, может излечить искренних поклонников красивых видов и отсутствия цивилизации. Русских художников всегда манил север, в нем было и есть, все, что нужно для ментального здоровья – близость к природной первозданности.
В прошлые столетия художникам приходилось увязываться за научными северными экспедициями, это для совсем крайних районов. Русским художникам повезло хотя бы в том, что им всегда были доступны места обитаемого севера, из которых можно отправляться на более углубленные пленэры.
У всех авторов он, однако, разный: кто-то видит его в полнейшем степном безмолвии, кто-то в лохматых таежных дебрях, кто-то в неспокойных водах северных морей. Но чаще других, север означает снег, чистый и сияющий под темным небом полярных ночей.
Известный русский импрессионист К. Коровин умел сочетать все эти сюжеты, в своих северных мотивах. Зимний пейзаж с церковью – небольшой сюжет в холодных тонах. Очевидно, удаленная деревушка, из персонажей – только шагающая к реке женщина в теплом тулупчике и красном платке. На самом деле, подобный пейзаж может писаться со многих уголков российских глубинок, не обязательно северных.
Более атмосферные работы у него о Лапландии. Потрясающая картина «Северное сияние» показывает бесконечный небесный свод, подсвеченный белыми бликами. Под ними - оленевод в санях и стадо беспорядочно бродящих вокруг него северных оленей.
А вот работы Александра Борисова напрямую о севере, в сюжете запряженный северный олень на фоне уходящего вдаль снежного плоскогорья. Животное так красиво и так реалистично, динамика удачно передана напряжением, с которым олень нагибается к снегу в поисках съестного - подножного корма.
Из сюжетного у Борисова много есть потрясающего, впрочем, как и восхитительных пейзажей, ведь к работе над северным циклом он подошел подготовленным - целых несколько лет организовывал творческую экспедицию. В конце 19 века подобное путешествие было весьма экстремальным, но плоды трудов того стояли – помимо путевых заметок, художник привез множество реалистичных изображений настоящего северного края.
«Самоедское становье в селении Никольском (Югорский Шар)» - описание кочевья самоедов 19 века. На картине можно увидеть, и даже ощутить, тяжесть обтянутых плотными шкурами чумов и холодящую сырость тумана.
Невероятные способности рисовальщика Борисов проявил в пейзажах, ведь достаточно сложно подобрать колорит, чтобы писать белое на белом. Сам художник отмечал, что снег под северным светом выглядит неестественно голубым и ярким, и даже выглядит слегка неправдоподобно. Он всерьез волновался, как бы его реализм не показался зрителю вычурной фантазией.
Однако, коллекция работ из северной экспедиции с ошеломляющим триумфом прошлась не только по отечественным галереям, но и по Европе и Америке. Ощутить атмосферу безмолвной снежной пустыни самых суровых окраин России приходили толпы зрителей.
Живопись Новой земли хорошо представлена и у Бенуа, особенно в его графике. Только акварелью порой можно передать неуловимые очертания Северного сияния.
Еще один художник этой темы, которого нужно знать – Николай Пинегин. У него представлен яркий чистый реализм арктической романтики. Во время экспедиции на борту «Святого Фоки» (1912-1914), он исследовал земли далеких северных берегов, описанных позже в картинах.
Легко представить, что именно манило и манит художников в северной теме. Как при покорении морских глубин или космических просторов, в северных экспедициях требуется действовать на пределе своих возможностей, преодолевать множество трудностей, бороться со стихией и с самим собой, а все ради того, чтобы открывать, открывать, открывать мир, первым выходя на берег, где еще не ступала нога человека.