Найти в Дзене
Поместье Медиа

Развод третьего тысячелетия

Кадр из фильма "Брачная история", 2019 г.
Кадр из фильма "Брачная история", 2019 г.

«Брачная история» Ноя Баумбаха готовится получать призы, легко войдя в первую пятерку лучших фильмов уходящего года.

Казалось бы - цивилизованные люди обо всем могут договориться. Без адвокатов и скандалов, не вцепляясь друг другу в горло. Тем более творческие. Он - режиссёр, она - актриса.

Проблемы брака творческих людей с не творческими, те же, что и у работающих с неработающими, помните, в “Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, уставший и измотанный на работе стальной магнат приходит домой, а там жена устроила вечеринку. И она злится, что он необщительный, мрачный. И обижается на него за то, что он не уважает ее благотворительность (вечеринка ради очередного сбора средств). А когда он напоминает ей откуда берутся средства на ее мероприятия, она обвиняет его в жестокости. Говорит, что ему дано зарабатывать, а ей нет, и стыдно ему кичится своими способностями. Ее поддерживает вся семья. «Благодарить должна сторона дающая,»- лозунг половины человечества.

Казалось бы, если оба партнера творческие, тяжело работающие люди, то должны понимать проблемы каждого, жажду реализации, успеха, усилия, которые предпринимает другой. Но нет, тот, кто творит сам, отключается от всего, что мешает, в том числе и от мира своего партнера. Писателю нужна не жена-писатель, а жена писателя.

Чарли, достигает признания, получает престижную стипендию Мак-Артура (кстати, стипендия уже мем в искусстве, как только гений ее получает, его личная жизнь или карьера якобы обязательно рушатся, а стипендия тратится на всякую ерунду. Так что это из разряда правил: «Не кормите гениев, не станут работать!»), а Николь возвращается к съемкам в кино. Ей нужно жить в Лос Анджелесе, а ему в Нью-Йорке. И он бы не возражал, но вот беда - есть ребенок. Чарли хочет, чтобы сын был рядом. И в этом смысле ему совершенно наплевать на Николь и ее задачи. При этом он не запрещает ей уезжать, и даже взять с собой ребенка, но! После съемок она должна вернуться. Мы знаем, что сериалы могут сниматься годами. То есть Чарли вроде как подписывается на то, что Николь вернется неизвестно когда. Но вот на то, что она не вернется, он точно не согласен.

Психолог просит их написать хорошее друг о друге.

«Она с ним (с ребенком) играет, слушает его,» - пишет герой. И здесь вскрывается обыденная истина. Пусть Чарли и отличный для нового тысячелетия отец, но играть с ребенком не любит.

-Папа, поиграй со мной, - просит малыш.

А папа то устал, то не в настроении, то хочет играть только в ту игру, которую любит сам.

Помню как я была поражена удовольствию, с которым многие турки на пляже играли с детьми. Не привыкла видеть такое, ни в детстве, ни теперь. Игра - талант, не всем дано. Но матери обычно делают над собой усилие, подстраиваются, понимая, что в игре ребенок познает мир, учится общению, постигает разные ступени взаимодействия с реальностью.

То есть отец из «Брачной истории» не тот «ужасный безответственный эгоистичный тип» из прошлого века, который плевал на ребенка, а думал только о себе. Он ребенка любит. Но по своему. Он хочет его видеть, даже встает к нему ночью, если тот капризничает или заболел. Это же само по себе шаг в будущее, от того прошлого, где забота о детях полностью лежала на матери. Представьте, как многодетный отец -Диккенс встает к больному ребенку, или как Каренин (муж Анны) сбегает по ступеням в детскую, чтобы качать колыбель. Потому Ретт Батлер и стоит особняком среди литературных героев прошлого - он возмущал общественность тем, что вставал к плачущей по ночам дочери, следил, чтобы горел ночник.

А успешный режиссер и незадачливый муж из «Брачной истории» пока не способен играть с ребенком, отвлечься от мыслей о работе. Для этого ему нужна рядом жена - костыль в общении с ребенком. Та, что переоденет, обнимет, часами будет играть в настольные игры, слушать детские глупости, объяснять, что хорошо, а что плохо, что глупо, а что умно. Для этого она нужна ему в Нью Йорке.

Чарли настолько уверен, что Николь все это устраивает, что воспринимает как блажь, ее желание уехать в родной город, вернуться к съемкам, строить свою жизнь. Он искренне не понимает, зачем ей развод и явно надеется, что они снова будут вместе, как было до этого. Как ей совершенно невыносимо.

Зачем она идет к адвокату, спрашивают многие. Ведь это трата денег и ссора с мужем, которой можно было бы избежать. Да потому, что она и хочет ссоры. Потому, что она хочет, чтобы он понял, что времена изменились, что женщина больше не бесправное бессловесное существо, обязанное проживать там и на те деньги, которые выделит ей мужчина. И вот, даже в третьем тысячелетии, герой искренне удивлен. Как ребенок.

Дальше начинается судебная буча. С наездами одной стороны на другую, и каждый из партнеров вздрагивает, когда публично звучат интимные вещи, о которых чужим не рассказывают. Но оба адвоката запасли их в достатке, то есть ни муж, ни жена не промолчали, готовясь к суду, не уберегли другого от оскорбления

Конечно, судебное вмешательство в личную жизнь выглядит почти непристойно! Как, на каком основании полный зал незнакомых людей должен решать как будут развиваться жизни этого мужчины, который брал в жены эту женщину, и этой женщины, которая отдала ему руку и сердце. Как какая-то книга о брачном праве будет диктовать, с кем останется ребенок, зачатый этими двумя в любви и тайне? Женатые люди пожимают плечами - кино, глупость, супруги всегда договорятся. Нет. Развод - демаркационная черта. Линия, за которой все становится иначе. Потому и не понять тем, кто прошел через эту процедуру, тех, кто остался вне ее. Развод это смерть чувства, которое соединило двоих, гибель полноты доверия, разочарование в возможности счастья. Очень часто это разочарование так и не отпускает.

Нам покажут, что Чарли и Николь все же обрели новую жизнь, сохранили нормальные отношения и цивилизованно совместно, согласно судебному решению воспитывают по очереди ребёнка. Жизнь это вообще разочарование, поэтому, чего удивляться, что в глазах у обоих мы видим сожаление и грусть. О прошедшем, о потерянном рае, о дружбе, которой не было.

Анастасия Розанова