Госдума приняла закон, который устанавливает правовые и организационные основы в области производства, оборота и потребления продукции виноградарства и виноделия в России и станет базовым для отрасли.
Документ направлен на повышение качества продукции и конкурентоспособности напитков, произведенных из российского винограда.
Закон вводит термины, в частности, само вино в нем определяется как пищевая алкогольная сельскохозяйственная винодельческая продукция с содержанием этилового спирта от 7,5% до 18%, изготовленная исключительно в результате брожения свежего винограда или виноградного сусла и разрешенная к розничной продаже в России. Другое новое понятие — "вино России": вино (включая крепленые и игристые напитки), полностью, на 100% произведенное из винограда, выращенного в России.
Ранее определение вина давалось только в законе о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции — как продукция крепостью 8,5-16,5%, произведенная без добавления этилового спирта в результате брожения свежего винограда или виноградного сусла. При этом для вин с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения допускался диапазон от 4,5%, а для столового вина крепость, наоборот, ограничивалась сверху 15%.
При производстве вина (включая крепленое и игристое) закон запрещает переработку или использование для выпуска напитка импортированных в Россию винограда, вина и виноградного сусла, в том числе концентрированного. Ограничения на импорт в Россию виноматериалов обсуждаются уже несколько лет — в разное время предлагалось как запрещать ввоз, так и вводить в их отношении пошлины, однако до сих пор такие решения не принимались.
Для противодействия незаконному производству и обороту винодельческой продукции закон определяет, какая продукция признается фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной, запрещая ее производство и оборот. Так, фальсификатом будут считаться напитки, которые сопровождаются ложной или неточной информацией, вводящей потребителя в заблуждение относительно состава, свойств, качеств, происхождения или производителя.
Появится и ряд особенностей маркировки и продажи вина в рознице. В частности, производители и продавцы должны будут довести до сведения потребителей информацию о сорте, месте происхождения и годе урожая винограда, из которого произведено вино. На этикетке виноградосодержащего алкоголя крепостью не более 22% должно быть указано, что эти напитки не являются вином. При этом в торговом зале продажа подобных напитков будет отделена от вина, тогда как размещение на полках магазинов напитков из российского винограда будет сопровождаться надписью "Вино России".