"Никто не оспорит, что наша картина была и остается высоконравственной. И Будулая любят за то, что он надежный, добрый, отзывчивый на чужую боль и беду. Он – хозяин, но и романтик. Все, о чем может мечтать женщина, есть в этом герое. Картина не теряет влияния на людей. И тем она дорога и зрителям, и мне".
(с) Клара Лучко
Матлюба Алимова (в замужестве Ахметова), сыгравшая Настю, рассказывала, что ночную сцену в степи у костра (вторая серия), где Настя танцует для Будулая, и куда на коне прискакала Клавдия, снимали в последний съемочный день, потому что Волонтир никак не мог себе объяснить, почему Будулай от Насти отказывается. А раз не мог себе объяснить, то и к сцене был не готов - он любил все для себя четко по полочкам разложить и считал, что не вправе играть, пока не понимает поступка своего персонажа. Волонтир говорил: "Он же нормальный мужик, а перед ним такая девочка пляшет".
Настя все правильно рассчитала, а Клавдия все правильно поняла. Но Будулай - герой идеальный, а когда идеальный герой влюблен, то у него везде броня, и отчасти еще и поэтому его образ является столь притягательным. Сценаристы это тоже понимали.
К слову, фильмы "Цыган" и "Возвращение Будулая" вошли в "Золотой Фонд" советского кинематографа, а по данным социологических опросов, проведенных в 1997 году, вошли в число ста лучших фильмов за всю историю отечественного кино, и получили первое место за самые пронзительные любовные сцены. Которые, к слову, только глаза в глаза и без рук. Удивительно же, да? Настолько тонко подойти друг к другу героям картины предложил режиссер Бланк. Сцена на птичнике, где Клавдия с Будулаем сетку чинят, вообще названа "поцелуй руками".
Помимо прочего, эти картины заняли первое место по числу демонстраций по каналам ТВ в России.
Когда "Цыган" только вышел на экраны, улицы пустели и в момент его показа резко снижалась преступность. А Лучко даже звонил директор Краснодарской филармонии и кричал в трубку:
- Клара Степановна, что же вы творите? У меня люди билеты сдают! У меня пустая филармония из-за вашего "Цыгана!
Когда закончили снимать фильм, нагрянула новая проблема "сверху". ТАМ фильм посмотрели и сказали примерно следующее:
- Ну, что, все отлично, давайте, озвучьте вашего цыгана и в путь - на экраны. Все в нем отлично, кроме акцента Волонтира. Его надо убрать. У нас множество прекрасных голосов, вот и займитесь.
Вся съемочная группа вместе со сценаристами переполошилась. Как озвучить?! Наталья Калинина, дочь писателя, стала наседать на отца:
- Озвучим Будулая - испортим фильм.
К тому же, как она говорила, акцент вполне оправдан - Будулай всю жизнь прожил среди цыган, а между собой необязательно на русском общаться. Лучко, услышав про озвучку, расстроилась, ей его акцент нравился, это, по ее словам, придавало некую романтичность и загадочность не только актеру, но и самому герою. В результате к протесту подключился сам Калинин, Лучко и режиссер Александр Бланк. В итоге оригинал был оставлен в покое.
Поскольку Волонтир очень сильно упрашивал режиссера не убивать Будулая в конце фильма, а затем еще и Калинин подключился, главного героя решили посильнее отпинать и ранить, но по сюжету он остается жив. "Цыгану" сделали открытый финал и что хотите, то и додумывайте. Ни о каком продолжении тогда речи не шло - основные моменты книги уже нашли свое отражение на экране и дальше никто не собирался ничего снимать.
Немалую роль в фильме сыграла и гениальная музыка Валерия Зубкова, который, к сожалению, умер слишком рано, ему было всего 45 лет. И умер он, кстати, в 1985 году, когда на экраны вышло продолжение фильма.
Когда в 1978 году пригласили молодого композитора Валерия Зубкова написать музыку к фильму и главную музыкальную тему, особых надежд не возлагали. И вот когда у Зубкова довольно в короткий срок была готова главная тема, и он сыграл ее на фортепьяно, все напряглись. Бланк сказал:
- Ну, и что это ты мне за Поля Мориа здесь написал? Зачем нам такое?
Но все же музыку оставили и теперь ее знают даже те, кто никогда не смотрел фильм. После выхода "Цыгана" на студии ему дали только вторую категорию, но, как говорила позже Лучко, зрительская любовь расставила все по своим местам.
После этого открытого финала "Цыгана" на студию мешками начали приходить письма от зрителей, которые просили и умоляли: "Снимите продолжение. Что вам, пленки жалко? Пусть Клавдия и Будулай встретятся".
Поток писем не прекращался два года и все уже даже начали к этому привыкать. Но с каждым новым показом фильма по ТВ, на студию, режиссера, на писателя, на актеров - на всех обрушивался новый поток писем, в которых слезно просили снять продолжение. И вот, в 1984-м году дело сдвинулось с мертвой точки - Анатолий Калинин, автор романа "Цыган", по мотивам которого был снят одноименный фильм, сел писать продолжение для новой картины.
Но, на мой взгляд, Калинин уже давно к героям своим охладел и говорил, что они уже живут своей жизнью и ему, писателю, уже совсем неподвластны. Клавдия свыклась со своим одиночеством, а Будулай, скитаясь, окончательно одичал. Тем не менее, Калинин решил написать сценарий, но после нескольких месяцев потуг, забросил это дело - ничего не получалось. Видимо и правда его эта история уже не интересовала. Он вообще считал, что финал его книги, где цыгана в конце убивают, очень правильный. Это показывает читателю, что в жизни все не так радужно и справедливость не всегда торжествует, жизнь - дерьмо, и счастье улыбается не всем.
Предыдущие части:
"Цыган", часть 1. Подготовка к съемкам
"Цыган", часть 2. Как Клара Лучко и Нина Русланова мужика делили
"Цыган", часть 3.1. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.2. Актеры, съемки
"Цыган", часть 3.3. Актеры, съемки