Сегодня все они напрочь забыты
Еще до Первой мировой в стране сложились основные бренды, определявшие лицо предреволюционной торговли. Свои законодатели мод были во всем — от конфет до автомобилей. И каждый петербуржец понимал, какими должны быть мыло, духи, рояль и даже букет.
Гвардейцы знали толк в магазинах
В 1916 году в столице империи развернулась борьба с расточительством, и газеты усердно клеймили разодетых дам и их щедрых кавалеров. Но торговля все так же процветала.
Самый известный и поныне российский бренд царских времен — Карл Фабереже. Ювелирные изделия с этой маркой — верх роскоши. А наравне с ним до революции были магазины Павла Овчинникова и Болина. У последнего закупалась и царская семья, приобретала свадебные и коронационные украшения, а также безделушки вроде набора жемчужных пуговиц с бриллиантами за 7 тысяч рублей.
Свод правил гвардейцев предписывал: «Подарки прекрасным дамам покупают у Фаберже и Болина; часы — у Лонжина и Бурэ; вино, сыр и устрицы — у Елисеевых; меха у Мертенса; цветы у Эйслера; шоколад у Жоржа Бормана». Это список «хорошего тона» и самых изысканных марок начала двадцатого столетия. Только Эйслер не дотянул до революции. С началом Первой мировой его цветочные лавки, включая самую знаменитую — «Флора» — на углу Невского и набережной Екатерининского канала (там, где сейчас вестибюль метро «Невский проспект»), закрылись из-за начавшейся антинемецкой кампании.
Сладкая Москва, ароматный Петербург
Самые знаменитые сласти до революции выпускали две компании и обе московские — «Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей», уделявшее особое внимание рекламе, а также «Эйнем».
За рынок мыла боролись питерские заводы — торговый дом Жуковых (торговая марка «А. М. Жуковъ») и «Невское стеариновое товарищество». Первое удивляло всех (и даже царя) мраморным мылом — белым с нежными голубыми прожилками, второе — душистым «Нестором», которое подделывали чаще всего.
Законодателем парфюмерной моды в эти годы был Генрих Брокар. И это на его предприятии в 1913‑м парфюмер Август Мишель создал аромат к 300‑летию дома Романовых «Любимый букет императрицы», который в советское время превратился в «Красную Москву».
Лучшие в Российской империи XIX века рояли и пианино выпускали «Братья Дидерихс», швейные машины — «Зингер», хлопковые ткани — «Залесье».
Обувь еще часто шили на заказ, особенно дорогую, но уже на всю страну гремело название фабрики «Скороход». А в городах почти все ходили в галошах «Треугольника». Даже в хорошую погоду некоторые «модники» надевали их поверх обуви для лоску. Зажиточные крестьяне щеголяли в них поверх сапог.
Если б не было войны
В 1914‑м с началом Первой мировой в стране был введен сухой закон. Это ударило по отечественным производителям хмельных напитков, часть заводов закрылась, кто-то переориентировался.
А до того Петербург называли пивной столицей империи. Самыми известными были производства «Калинкин», «Бавария», «Вена» и «Дурдин».
Главным водочным брендом была «Смирновка» (ставшая впоследствии в эмиграции Smirnoff). В царской России основатель завода Петр Смирнов был водочным королем, отчисляя в казну налог, равнявшийся половине всего бюджета русской армии.
Главным конкурентом Смирнова по крепким напиткам был Николай Шустов со своим коньяком. Этот купец контролировал 30 % алкогольного производства в империи и 44 % алкоэкспорта. Он первым догадался размещать рекламу на транспорте, а также отправлял за деньги студентов в кабаки требовать только шустовских напитков.
Автор текста: Елена Ожегова
❗️ Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive