Найти в Дзене
Ваш тайный советник

Самые известные бренды Российской империи

Оглавление

Сегодня все они напрочь забыты

Еще до Первой мировой в стране сложились основные бренды, определявшие лицо предреволюционной торговли. Свои законодатели мод были во всем — от конфет до автомобилей. И каждый петербуржец понимал, какими должны быть мыло, духи, рояль и даже букет.

Гвардейцы знали толк в магазинах

В 1916 году в столице империи развернулась борьба с расточительством, и газеты усердно клеймили разодетых дам и их щедрых кавалеров. Но торговля все так же процветала.

Самый известный и поныне российский бренд царских времен — Карл Фабереже. Ювелирные изделия с этой маркой — верх роскоши. А наравне с ним до революции были магазины Павла Овчинникова и Болина. У последнего закупалась и царская семья, приобретала свадебные и коронационные украшения, а также безделушки вроде набора жемчужных пуговиц с бриллиантами за 7 тысяч рублей.

Императрица  Александра Федоровна в жемчужных ожерельях работы придворного ювелира Болина
Императрица Александра Федоровна в жемчужных ожерельях работы придворного ювелира Болина

Свод правил гвардейцев предписывал: «Подарки прекрасным дамам покупают у Фаберже и Болина; часы — у Лонжина и Бурэ; вино, сыр и устрицы — у Елисеевых; меха у Мертенса; цветы у Эйслера; шоколад у Жоржа Бормана». Это список «хорошего тона» и самых изысканных марок начала двадцатого столетия. Только Эйслер не дотянул до революции. С началом Первой мировой его цветочные лавки, включая самую знаменитую — «Флора» — на углу Невского и набережной Екатерининского канала (там, где сейчас вестибюль метро «Невский проспект»), закрылись из-за начавшейся антинемецкой кампании.

Сладкая Москва, ароматный Петербург

Самые знаменитые сласти до революции выпускали две компании и обе московские — «Товари­щест­во А. И. Абрикосова и сыновей», уделявшее особое внимание рекламе, а также «Эйнем».

плакат «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (до 1917).
плакат «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (до 1917).

За рынок мыла боролись питерские заводы — торговый дом Жуковых (торговая марка «А. М. Жуковъ») и «Невское стеариновое товарищество». Первое удивляло всех (и даже царя) мраморным мылом — белым с нежными голубыми прожилками, второе — душистым «Нестором», которое подделывали чаще всего.

неизвестный художник. плакат «Голубое мыло. А. М. Жуков» (1900).
неизвестный художник. плакат «Голубое мыло. А. М. Жуков» (1900).

Законодателем парфюмерной моды в эти годы был Генрих Брокар. И это на его предприятии в 1913‑м парфюмер Август Мишель создал аромат к 300‑летию дома Романовых «Любимый букет императрицы», который в советское время превратился в «Красную Москву».

Лучшие в Российской империи XIX века рояли и пианино выпускали «Братья Дидерихс», швейные машины — «Зингер», хлопковые ткани — «Залесье».

Владимир Табурин «Швейные машины компании “Зингер”» (1900).
Владимир Табурин «Швейные машины компании “Зингер”» (1900).

Обувь еще часто шили на заказ, особенно дорогую, но уже на всю страну гремело название фабрики «Скороход». А в городах почти все ходили в галошах «Треугольника». Даже в хорошую погоду некоторые «модники» надевали их поверх обуви для лоску. Зажиточные крестьяне щеголяли в них поверх сапог.

Неизвестный художник. плакат «Галоши “Треугольник”» (1908).
Неизвестный художник. плакат «Галоши “Треугольник”» (1908).

Если б не было войны

В 1914‑м с началом Первой мировой в стране был введен сухой закон. Это ударило по отечественным производителям хмельных напитков, часть заводов закрылась, кто-то переориентировался.

А до того Петербург называли пивной столицей империи. Самыми известными были производства «Калинкин», «Бавария», «Вена» и «Дурдин».

Открытое письмо товарищества «Иван Дурдин» (до 1917).
Открытое письмо товарищества «Иван Дурдин» (до 1917).

Главным водочным брендом была «Смирновка» (ставшая впоследствии в эмиграции Smirnoff). В царской России основатель завода Петр Смирнов был водочным королем, отчисляя в казну налог, равнявшийся половине всего бюджета русской армии.

Главным конкурентом Смирнова по крепким напиткам был Николай Шустов со своим коньяком. Этот купец контролировал 30 % алкогольного производства в империи и 44 % алкоэкспорта. Он первым догадался размещать рекламу на транспорте, а также отправлял за деньги студентов в кабаки требовать только шустовских напитков.

-7

Автор текста: Елена Ожегова

❗️ Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive