Около 30 лет назад. Довольно обеспеченная семья в провинции, двое сыновей, разница в возрасте незначительная, хорошая 4-х комнатная квартира. Сыновья один за другим заканчивают школу и поступают в университет в, тогда еще, Ленинграде. Старший, понимая, что родителям тяжело их обоих учить, переводится в военное училище, ставя крест на научной карьере (хотя способности у него были блестящие, в школе побеждал в олимпиадах по физике городских, областных, ездил на всероссийские). Младший же, «ищет себя», переводится со специальности на специальность, с потерей года, берет академку, чтоб «понять, что ему нужно» и т.д. Учеба затягивается, родители, затянув пояса, обеспечивают младшему «творческие поиски».
Старший в это время, помотавшись по гарнизонам, побывав во всех «горячих точках», неоднократно раненый и контуженый, оседает с семьей в небольшом полузакрытом военном городке, работает там в госпитале, получает от государства квартиру, приватизирует, тянет свою семью, помогает родителям: и деньгами, и на лечение устроить, и прооперировать, и на даче со строительством, и в квартире с ремонтом.
Младший же женился, развелся, снова женился, захотели с молодой женой остаться в Питере после универа. Родители провернули сложнейшую операцию с родственными обменами-разменами, доплатами, продали машину и еще кой-какое имущество и выправили младшему сыночку квартиру в СПб. Снова развод, дележка квартиры (жена оказалась не промах), и в результате – у младшего убогая комнатушка в жуткой коммуналке с соседями-маргиналами. О родителях вспоминает, только когда нужны деньги, работой сильно себя не утруждает – отсиживает в офисе с 10 до 18, но имеет насыщенное свободное время: поездки, путешествия, увлечения, хобби. Женился снова, живет у жены.
Наше время. Отец умер, мать осталась одна в 4-х комнатной квартире. Решила продать ее, купить себе поменьше, а деньги разделить между сыновьями. Старший сын, уже вышедший в отставку и жаждущий перебраться на родину, предложил матери купить ей квартиру, какую она захочет, а она чтоб отдала ему родительскую, чтоб отчий дом, так сказать, остался в семье. Деньги на покупку квартиры для матери – от продажи его приватизированной. Но мать поставила условие: ей - квартиру и эквивалентную сумму младшему ...
Я – та самая жена младшего очаровательного бездельника, у которой он живет, и мне до слез жаль его старшего брата. Как представлю, сколько на его долю выпало, сколько он пережил всякого и остался порядочным, добрым, надежным, не озлобился, сохранил чувство юмора, оптимизм, - сердце щемит. Со свекровью говорила: «Вы же уже помогли в свое время младшему сыну – обеспечили его жильем, его вина, что он все профукал, ни Вы, ни старший брат ничего ему не должны». Мужа просила: «Откажись от этих денег, ты ж их не заработал». Но он только усмехается: «Кто ж от халявных денег отказывается?! Хочет родительскую квартиру – пусть платит».
В общем, остался старший с семьей в военном городке. Мечтал на старости лет на родину вернуться, отеческую квартиру для детей и внуков сохранить, - ан нет, обломали. Люди часто жалуются, что по отношению к ним или их мужу поступили несправедливо, лишили наследства, не помогают и т.д. А вот в этой ситуации как справедливо? Поровну или по совести?