В своей прошлой статье я говорил о Троице и думаю, что хорошим продолжением этой темы будет история о том, как всего лишь одна буква в написании заурядного богословского термина разделила всю христианскую Церковь на две части.
Дело было так. К началу IV века споры о Троице привели к тому, что было решено созвать епископов на Вселенский собор. Ранее подобные встречи уже проводились, но они всегда были локального масштаба. Никейский собор стал первым случаем, когда епископы со всей территории Средиземноморья собрались для того, чтобы обсудить какой-то конкретный вопрос.
Традиционно считается, что присутствовало на нем 318 человек, но, скорее всего, их было 250, - в основном, с Востока. И поскольку Запад (включая папу римского) позже согласился с принятыми на соборе решениями, то их действительно можно считать общей позицией всей Церкви.
Главными действующими лицами Никейского собора стали четыре человека - Арий, Евсевий, Александр и Афанасий. Арий верил в то, что Логос (как вторая ипостась Троицы) был сотворен или рожден. Одна из его знаменитых фраз звучала так: "Было время, когда Его не было". Евсевий Никомидийский, советник императора Константина, поддерживал Ария. Александр - епископ Александрийский - противостоял Арию и заявлял, что его взгляды идут вразрез с учением Церкви. Афанасий же помогал Александру морально и снабжал его богословскими аргументами.
Итак, Арий не верил в вечность Сына, потому что для него это означало, что Отец не единственный вечный Бог. С другой стороны, тринитарии во главе с Афанасием хотели утвердить вечное сосуществование Сына с Отцом. Позже выяснилось, что Арий также считал Святого Духа не личностью, а некоей энергией или силой, то есть в его картине вообще не было места для Троицы. Афанасий же учил тому, что Сын вечен и что если мы отвергаем вечную природу Сына, то тем самым отвергаем природу нашего спасения.
И вот в контексте этого спора на соборе был принят Никейский символ веры.
Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа. А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая [и апостольская] церковь. Аминь.
Ключевым словом здесь является термин homoousian (читается как "хомоУсиан"), который переводится как "единосущий". Однако были еще два похожих термина: homoiousian - "подобосущий" и heteroousian - "иной сущности" (это как раз взгляд Ария).
Константин настаивал на homoousian, но проблема была в том, что на Востоке это слово использовали модалисты, верившие в то, что между личностями Троицы вообще нет никакого различия. Поэтому некоторым восточным епископам было трудно принять этот термин и они предложили другой - homoiousian, отличающийся всего одной буквой. Однако Константин настоял на том, чтобы было использовано именно слово homoousian, то есть "единосущий".
Принятие Никейского символа веры вызвало целый ряд осложнений. Никто из епископов не хотел, чтобы их терминология была похожа на модалистскую, и поэтому они все-таки предпочитали термин homoiousian, говорящий о подобии природ личностей Троицы, но не об их единстве. Все эти разночтения и продолжившаяся борьба с арианством внесли дополнительные разделения в церковь.
Насколько всё это важно? Хотел бы я знать... С одной стороны, ранняя церковь считала эти вопросы принципиальными настолько, что готова была снимать несогласных епископов, а также клеймить и преследовать всех тех, кого считала еретиками. С другой, не много ли шума всего лишь из-за одной буквы?
А что вы думаете об этом? Является ли данный спор важным на ваш взгляд?