Найти тему
Good Old Nerpach

Супергерои помогают людям исходя из альтруистических побуждений? Или есть что-то ещё?

«Аннигиляция» и критика супергеройского «альтруизма» в комиксах Marvel

Я нечасто читаю комиксы, а поэтому каждый раз знатно высаживаюсь с шуток, содержащим социальный комментарий. В серии «Дракс Разрушитель» первого тома «Аннигиляции» инопланетный корабль-тюрьма взрывается возле Земли. Несколько заключённых остаются в живых, приземляясь где-то в американской глуши.

Скрулл и ещё тройка верзил берут в оборот жителей захолустного городка. Задача пришельцев по-быстрому собрать себе корабль, который унесёт их прочь с Земли. Жители работают на пределе возможностей, слабых и несогласных убивают. В третьем выпуске «Забитый» школьник решает сообщить об этом супергероям-селебрити. Он звонит по горячим линиям Железному Человеку, Фантастической Четвёрке, но слышит лишь автоответчик, предлагающий организовать званый ужин или благотворительную акцию.

Спустя какое-то время правительственные войска с опозданием (закон жанра) прибудут в этот город. Вызывал ли их кто-то или нет — не показывается. Важным оказывается именно этот момент с забитышем, который видит в распиаренных супергероях символы справедливости. Ребёнок ждёт, что герои помогут лично ему и его близким. Но реальность оказывается не такой, какой школьник её видит с экрана телевизора: для селебрити важно не только супергеройствовать (исходя из внутреннего альтруизма или эгоизма), но и работать на свою популярность и репутацию.

Богач, который наслаждается своей филантропией
Богач, который наслаждается своей филантропией

Приятно осознавать, что сами авторы комиксов Marvel понимают, сколько ограниченными могут быть герои этой вселенной. Вот только критика чаще всего оказывается не там, где находится её объект.

Комикс Drax the Destroyer выходит в 2005 году, тогда же, когда начинается прокат фильма о Фантастической Четвёрке. В нём супергерои лажают, их решения приводят к разрушениям. Когда же они спасают пострадавших от неосторожности героев людей, те беззаботно начинают аплодировать. В сиквеле 2007 года 4: Rise of the Silver Surfer супергерои и вовсе ставят подготовку к свадьбе выше спасения мира.

Иронично-геройский постер сериала "ацанф
Иронично-геройский постер сериала "ацанф

Именно за подобный эгоизм критикуются суперы — и максимально последовательно критика на телеэкранах выразится лишь в 2019 году, когда выйдет сериал «Пацаны». Адаптация окажется куда как жёстче комикса-первоисточника, начавшего выходить в 2006 году. Объектом критики станет крупный бизнес, корпоративистское «безвольное» государство, супергерои, религия и медиа. Уровень социальной напряжённости в американском обществе будет выше, поэтому неудивительным окажется выход столько остросоциальной чёрной комедии.

-4

А в свёрнутом виде вся эта критика содержится лишь в одной сцене третьего выпуска комикса «Дракс Разрушитель». И не будь у Кита Гиффена стремления «задеть» популярных героев, он бы мог просто написать что-то в духе: «Сейчас все герои заняты в других частях света и не могут помочь». Однако именно маленький мальчик, выразитель детской наивности американского народа, будет в слезах переживать падение своих кумиров.