Найти тему

Красиво жить не запретишь, или Почему поставщикам услуг ЖКХ всегда мало

О том, как РСО «разводят» жителей МКД на деньги.

Коммунальные платежи превращаются в непосильное бремя для граждан, ведь тарифы растут, как на дрожжах. Уподобляясь спекулянтам на базаре, ресурсоснабжающие организации пытаются решить свои финансовые проблемы за счет жителей, выставляя цены за коммунальные услуги «с потолка», чувствуя собственную безнаказанность.

К нам обратился житель поселка Ставрово Владимирской области, председатель ТСЖ, управляющий в нескольких ТСН Андрей Фролов.

Грабительские тарифы

Герой нашей статьи призвал жителей 8 подведомственных ему многоквартирных домов не платить по строке квитанции за теплоснабжение. И вполне обоснованно.

Предыстория обыкновенная. По решению, принятому на общем собрании членов ТСН многоквартирных домов в 2018 году, в целях исполнения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ, было решено установить ОДПУ (общедомовые приборы учета) тепловой энергии за счет средств собственников. Договоры на поставку коммунальных услуг были заключены напрямую с РСО (ресурсоснабжающая организация). О плановой установке ОДПУ тепла в нескольких домах еще в начале отопительного сезона поставили в известность администрацию поселка.

В силу объективных обстоятельств подрядчик не смог установить приборы учета до января 2019 г. Счетчики в домах были установлены с февраля по апрель в плановом порядке. Согласно их показаниям, жители стали оплачивать услуги теплоснабжения с момента введения ОДПУ в эксплуатацию. И все было бы хорошо, но начались проблемы. До установки приборов учета по решению жителей оплата за тепло начислялась по нормативу 1/12. Для справки: годовая сумма платежа может начисляться 1/12, то есть делится на 12 месяцев года, либо 1/7 из расчета только на отопительный период – 7 месяцев. В мае была проведена корректировка счетчиков тепла – жителям пришлось переплатить. Суммы были незначительные, поэтому никто возмущаться не стал. Но когда в квитанциях за июль пришел перерасчет по теплоснабжению за январь, февраль, март сразу на сумму от 2000 до 6000 рублей, да еще по тарифу, утвержденному с 1 июля 2019 года, терпению наступил предел. На обращение председателя ТСЖ с просьбой обосновать выставленный счет последовало объяснение, что была проведена повторная корректировка ОДПУ и сделан перерасчет. С юридической точки зрения незаконность таких действий очевидна. Это подтвердили юристы, к которым были вынуждены обратится жители. Для РСО же это не аргумент.
В силу объективных обстоятельств подрядчик не смог установить приборы учета до января 2019 г. Счетчики в домах были установлены с февраля по апрель в плановом порядке. Согласно их показаниям, жители стали оплачивать услуги теплоснабжения с момента введения ОДПУ в эксплуатацию. И все было бы хорошо, но начались проблемы. До установки приборов учета по решению жителей оплата за тепло начислялась по нормативу 1/12. Для справки: годовая сумма платежа может начисляться 1/12, то есть делится на 12 месяцев года, либо 1/7 из расчета только на отопительный период – 7 месяцев. В мае была проведена корректировка счетчиков тепла – жителям пришлось переплатить. Суммы были незначительные, поэтому никто возмущаться не стал. Но когда в квитанциях за июль пришел перерасчет по теплоснабжению за январь, февраль, март сразу на сумму от 2000 до 6000 рублей, да еще по тарифу, утвержденному с 1 июля 2019 года, терпению наступил предел. На обращение председателя ТСЖ с просьбой обосновать выставленный счет последовало объяснение, что была проведена повторная корректировка ОДПУ и сделан перерасчет. С юридической точки зрения незаконность таких действий очевидна. Это подтвердили юристы, к которым были вынуждены обратится жители. Для РСО же это не аргумент.

Следующий вынужденный шаг собственников, чтобы подтвердить незаконность действий МУП «Теплоснабжение», – обращение в госжилиспекцию и прокуратуру. Тем более что местная администрация в ответ на просьбу разобраться предпочла соблюдать нейтралитет и отмалчиваться. Как нельзя кстати на две недели по техническим причинам закрылся местный ЕРИЦ – еще бы: как справиться с потоком недовольных граждан! Остается одно – ждать ответа из госжилиспекции и прокуратуры в надежде, что справедливость все-таки восторжествует.

Откуда ноги растут

Почему РСО начисляет ничем необъяснимые завышенные платежи и выставляет откуда невесть берущиеся задолженности, вполне объяснимо. Председатель ТСЖ, управляющий ТСН Андрей Фролов провел свое собственное расследование. Оказалось, что МУП «Теплоснабжение» имеет задолженность около 20 млн рублей (она появилась, в том числе, и как только жители стали массово ставить приборы учета). Чтобы покрыть свои долги и остаться в прибыли, РСО решила отчасти перевалить финансовое бремя на жителей МКД.

Андрей Фролов решил проверить приборы учета ресурсоснабжающей организации. Оказалось, что у МУП «Теплоснабжение» счетчики вообще отсутствуют, что является нарушением статьи 13 «Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы» Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Из чего следует, что идет поставка неконтролируемого объема тепла населению. Как ведутся расчеты, непонятно. Скорее всего, как предполагает Андрей Фролов, берется средний показатель, хотя по закону должен производиться фактический отпуск тепла. Приборы учета тепловой энергии имееются у ООО "Теплосбыт" (поставщик МУП «Теплоснабжение»), но они не поверены с 2014 года, что является грубейшим нарушением, так как счетчики могут давать большую погрешность. Прокуратурой этот факт был зафиксирован и вынесено представление. «Мы сейчас задаемся вопросом: на каком основании выставляли счета населению, если тепло не контролировалось?» – констатирует Андрей Фролов.

Налоговая закручивает гайки

В соответствии со ст. 291 Гражданского кодекса РФ ТСЖ, как и ТСН – некоммерческие организации, у них нет прибыли, денежные средства расходуются на целевые нужды по содержанию и текущему ремонту помещений МКД. Поэтому им положены льготы при налогообложении – пониженный тариф. Налоговая инспекция Владимирской области рассудила по-своему: прислала уведомление о том, что ТСЖ/ТСН уже не являются некоммерческими организациями с января 2019 года и должны уплачивать налоги на общем основании. Если не удастся доказать, что ТСЖ/ТСН, председателем которых является Андрей Фролов, имеют статус некоммерческих, то придется платить налоги, увеличенные на 10%. А это значит, что он будет вынужден обратиться к жителям с предложением об увеличении тарифа за содержание и текущий ремонт. Андрей поинтересовался, на каком основании действует налоговая инспекция, отбирая законное право на льготы. В ответе сослались на какое-то письмо из Минфина России и направили в Управление Министерства юстиции РФ для регистрации в качестве НКО (некоммерческой организации). В Управлении Минюста по Владимирской области ответили, что впервые слышат об этом и регистрировать не будут, так как ТСЖ по Гражданскому кодексу РФ являются некоммерческой организацией, и для этих организаций сделано исключение в виде освобождения от регистрации в Минюсте. Тем не менее налоговая инспекция настаивает на своем. Андрей Фролов обратился на горячую линию в Федеральную Налоговую Инспекцию г. Москвы, но вразумительного ответа не получил – записали телефон, обещали перезвонить.
В соответствии со ст. 291 Гражданского кодекса РФ ТСЖ, как и ТСН – некоммерческие организации, у них нет прибыли, денежные средства расходуются на целевые нужды по содержанию и текущему ремонту помещений МКД. Поэтому им положены льготы при налогообложении – пониженный тариф. Налоговая инспекция Владимирской области рассудила по-своему: прислала уведомление о том, что ТСЖ/ТСН уже не являются некоммерческими организациями с января 2019 года и должны уплачивать налоги на общем основании. Если не удастся доказать, что ТСЖ/ТСН, председателем которых является Андрей Фролов, имеют статус некоммерческих, то придется платить налоги, увеличенные на 10%. А это значит, что он будет вынужден обратиться к жителям с предложением об увеличении тарифа за содержание и текущий ремонт. Андрей поинтересовался, на каком основании действует налоговая инспекция, отбирая законное право на льготы. В ответе сослались на какое-то письмо из Минфина России и направили в Управление Министерства юстиции РФ для регистрации в качестве НКО (некоммерческой организации). В Управлении Минюста по Владимирской области ответили, что впервые слышат об этом и регистрировать не будут, так как ТСЖ по Гражданскому кодексу РФ являются некоммерческой организацией, и для этих организаций сделано исключение в виде освобождения от регистрации в Минюсте. Тем не менее налоговая инспекция настаивает на своем. Андрей Фролов обратился на горячую линию в Федеральную Налоговую Инспекцию г. Москвы, но вразумительного ответа не получил – записали телефон, обещали перезвонить.

«Пониженный тариф налогообложения – единственное, что нам позволяло сдерживать тарифы, – поясняет Андрей Фролов. – Получается, что мы должны будем добавить людям к платежам дополнительную сумму. А представляете, что произойдет, если это распространится на всю Россию?»

Пока, к сожалению, остается только одно – обращаться в суд. Но Андрей считает это бессмысленным: по его мнению, суд встанет на сторону налоговой инспекции, и тогда жителям придется платить не только сумму увеличенного налога, но и набежавшие пени и штрафы. Но сдаваться ни он, ни жители не собираются и будут бороться до последнего.

«Мы ждем, когда будет создана партия «Стоп ЖКХ», чтобы бороться за свои права организованно, а не так, как сейчас – локально регионами» – добавляет в конце нашего разговора Андрей Фролов.

Ольга Аржанова
Общество /Экономика /ЖКХ /Право