Найти тему
Русская Галерея

Непростая история картины Лактионова «Письмо с фронта»

Работа Александра Лактионова «Письмо с фронта» знакома практически всем — она стала символом Великой Отечественной войны, символом надежды. Заказ на нее Лактионов получил в 1944 году, но работа не шла. Мастер придумал сюжет, историю, но выразить их на полотне он никак не мог.

Однажды Лактионов на улице Загорска, где он с семьей жил во время эвакуации, увидел солдата, опирающегося на палку. Солдат искал дом, и Лактионов предложил провести его. По дороге они разговорились о фронте, приближающейся победе и о том, что солдат несет письмо семье своего друга, чтобы рассказать — он жив. Сюжет для картины буквально образовался у него перед глазами.

Люди на полотнах Лактионова — модели. В роли солдата выступил его друг, художник Владимир Нифонтов, конверт в руках держит родная тетка Евдокия Никифоровна. В 1948 году картину привезли в Третьяковскую галерею на отбор. Нестандартный подход художника к изначальному замыслу вызвал много споров — семья выглядела бедной, щели в полу были неприличными, облупленные стены — непозволительными.

И все же руководители Третьяковки смогли добиться того, чтобы картина была представлена на выставке. Ее поместили в самый неприглядный угол, но и там она начала собирать людей. Война закончилась всего три года назад, и многие так и не дождались заветного письма с фронта. Вскоре «наверху» поняли: щели в полу — это не позор и разруха, это символ того, что все силы народа были брошены для достижения победы.

#Русскаягалерея #живопись #искусство