Найти тему
Разве нет?

С любовью и благодарностью создателям славянской письменности

Как прекрасны древнерусские книги, изобилующие орнаментами, рисунками, а главное духовным содержанием. Каким живым и певучим был церковно - славянский язык! Что необычно, так это то, что одна буква могла менять лексическое значение и духовный смысл слова. Каков был алфавит: аз, буки, веди, живете, зело, земля и так далее. Трудно передать словами восхищение этим языком. Откуда берёт начало современная азбука? И кто же эти великие люди, основоположники и основатели такого богатого языка, письменности и грамоты? Да, Кирилл и Мефодий, именно им хочется посвятить эту статью.

-2

Кирилл и Мефодий - христианские проповедники, славянские апостолы, «солунские братья» (Кирилл (в миру Константин, ок. 827-14.02.869, Рим) и Мефодий (мирское имя предположительно Михаил, ок. 815-6.04.885, Моравия) вошли в историю как создатели старославянской азбуки и языка. Они канонизированы и в славянском Православии почитаются как Святые Равноапостольные «учители словенские». Принятая очередность упоминания: в научных и научно-популярных — сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке (вероятно, потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат). 

Братья происходили из византийского города Фессалоники (ныне город Салоники). В семье было 7 сыновей, причем Мефодий был самым старшим, а Константин (Кирилл) был самым младшим. 

До пострижения в монахи Мефодий сделал военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратега Славинии, византийской провинции, расположенной на территории современной Македонии. 

Константин был образованным для своего времени человеком. Он обучался у лучших учителей Константинополя (Фотия, Льва Математика) философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также ряду языков. По окончании обучения он принял сан иерея и поступил на службу хранителем библиотеки при соборе Св. Софии в Константинополе. Однако вскоре он пренебрег выгодами своей должности и удалился в один из монастырей на черноморском побережье, где жил в уединении, пока его не уговорили вернуться в Константинополь преподавать философию в Магнаврском университете, в котором еще недавно учился сам. 

На одном из богословских диспутов Константин одержал победу над вождем иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, и это принесло ему известность; за ним укрепилось прозвище Философ, то есть Мудрый. 

В 856 году Константин вместе с учениками Климентом, Наумом и Ангеларием пришел в монастырь, где был настоятелем его брат Мефодий. В этом монастыре вокруг братьев сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки. Она объясняется тем, что легче придумать язык, чем его изучить или создать заново, частично изучить или воссоздать это уже легче. Так обстояло дело со славянской азбукой. Поступил политическо-религиозный заказ, который поручили самым высоквалифицированным специалистам эпохи, который они блестяще выполнили, потому что работал не за деньги, а на совесть. Ведь выживание Византии было напрямую связано с борьбой с язычеством и папством. Нужно было бороться таким образом, чтобы они наверняка и надолго проиграли. У славянских учителей это получилось блестяще, хотя их судьба не была завидной. 

-3

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать им учителей. Император и патриарх призвали «солунских братьев» «идти к моравам». В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Константин составил старославянскую азбуку и перевел на неё с греческого языка основные Богослужебные книги, прежде всего Евангелие. Тогда же, в 863 году, Константином и Мефодием, в столице моравского княжества Велиграде была открыта первая школа, где обучение велось на славянском языке. Обучение было более простым и эффективным по сравнению с тем, что велось в школах Западной Европы на латыни, поскольку в основе преподавания находился не мертвый, а живой, разговорный язык. 

В те времена считалось непреложным законом то, что хвала Богу, то есть Богослужение и отправление всех церковных треб, может воздаваться только на трех языках (ересь трехязычия), а именно на тех, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедавшие христианство в Моравии, воспринимались как еретики и были вызваны в Рим для объяснений. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против засилья немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. 

-4

В Риме Константин тяжело заболел. В начале февраля 869 года он окончательно слёг, принял новое монашеское имя Кирилл. 14 февраля он скончался. Кирилл был похоронен в Риме, в церкви Святого Климента. 

Папа рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии. Это очень удивительный факт, потому что как раз в это время разрыв отношений между Константинополем и Римом достиг своего апогея, в виду агрессивной политики Рима, попиравшей все каноны относительно канонической территории, закрепленной за ним и Константинополем, не говоря уже про догматические разногласия с Константинополем, всё более усилившиеся в IX веке. И на этом фоне рукоположение Мефодия вызывает определенный интерес, ведь Мефодий не переходил под юрисдикцию Рима, а оставался в каноническом подчинении Константинополю. 

Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию (ныне территория Венгрии), а позже отправился в Моравию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала здесь в очень сложных условиях. Немецкое духовенство мешало распространению славянского языка как языка Церкви. Мефодию пришлось даже провести целых три года в швабском монастыре Райхенау. Будучи в 874 году восстановленным в правах архиепископа (его, католическое духовенство преизобильно клеветало как могло), Мефодий, несмотря на папское запрещение (кто после этого не скажет, что папа был заражен ересью трехязычия?), продолжал Богослужение на славянском языке. Так, он крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. В 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако ему удалось в Риме оправдаться, и даже получить папскую буллу, разрешавшую ему Богослужение на славянском языке где бы и когда бы то, ни было. В 881 году Мефодий по приглашению императора Василия Первого Македонянина приехал в Константинополь, где провел три года, после чего вместе с учениками снова вернулся в Моравию, не согласившись остаться на покое в Константинополе, но возжелав деятельности до своего земного конца. С помощью трех учеников он перевел на славянский язык Ветхий Завет и другие канонизированные книги. 

В 885 году Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником он назначил ученика Горазда. 6 апреля скончался. Отпевание Мефодия происходило на трех языках — славянском, греческом и латинском. После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были жестоко казнены, некоторые перебрались в Болгарию, Хорватию и Византию. К наиболее известным ученикам Кирилла и Мефодия, распространителям славянской грамоты, относят Лаврентия, Константина Преславского, а также Горазда, Климента, Савву, Наума и Ангелария Охридских, которые продолжали нести духовное знание «безбуковным человекам». Славянские книжники создавали школы в Болгарии (Преславская книжная школа), а также в Киевской Руси, где им покровительствовал князь Ярослав Мудрый (около 978-1054). 

-5

Древнерусское общество всё больше осознавало тот факт, что «велика бо бывает польза от ученья книжнаго». Книги, связанные с Кириллои и Мефодием (их жития, «Сказание о преложении книг», «Сказание черноризца Храбра о письменах»), попали на Русь в Х веке. Создатели славянской азбуки на Руси признаются как просветители всех славян, в том числе и восточных. Славянская грамота была важным средством самосохранения славянских народов, символом их единства в ходе многовековой борьбы за национальную независимость. Массовым стало проникновение письменности на Русь после крещения в 988 году. Начинается централизованное «учение книжное» детей социальной элиты («нарочитой чади»). 

В России тысячелетие преставления Мефодия 6 апреля 1885 года отмечалось торжественным Богослужение в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в Высочайшем присутствии. Указом Святейшего Синода в 1885 году «память 11 мая была отнесена к средним праздникам «со бдением». В 1901году Святейшим Синодом было определено совершать ежегодно в храмах при всех учебных заведениях духовного ведомства торжественное всенощное бдение накануне и Литургию с последующим молебном Мефодию и Кириллу в самый день 11 мая, с освобождением учащихся от занятий. К 11 мая (по новому стилю 24 мая) в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт. В Болгарии существует орден Кирилла и Мефодия. Там еще в период социализма был установлен государственный праздник — День славянской письменности и культуры. Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России с 1991 года, Болгарии, Чехии, Словакии и Македонии (бывшей части Югославии). В России, Болгарии и Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит название День славянской культуры и письменности, в Македонии — День святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.