20 декабря в Санкт-Петербурге встретятся Александр Лукашенко и Владимир Путин. Предыдущий их саммит 8 декабря в Сочи продолжалась пять часов и закончилась ничем. А до этого были беседы в феврале в тех же Сочи, в июле в том же Санкт-Петербурге и на острове Валаам, не раз беседовали они в Москве и Минске.
Почему же столь активные контакты и обсуждения не привели к приемлемым результатам, потребовалась ещё одна встреча, буквально накануне Нового года?
Новый вопрос в старой повестке
Дело в том, что к традиционным вопросам, вроде цены на газ, прибавились еще два. Это изменения условий работы двух белорусских НПЗ после введения Россией налогового маневра в нефтяной отрасли, в результате чего в бюджете Беларуси образуется немалая дыра. И инициатива российской стороны по форсированию создания Союзного государства, которая стала настоящим камнем преткновения.
Почему она вдруг возникла? Одна из версий: чтобы обойти запрет на занятие Путиным поста президента более двух сроков подряд. Дескать, появление нового гособразования обнуляет счётчик и даёт возможность ВВП править как минимум до 2030 года.
Предполагалось, что Соглашение об углубленной интеграции президенты подпишут в Сочи накануне 20-летия Договора о создании Союзного государства. Но что то пошло не так...
Равенство сторон, но на российских условиях
Александр Лукашенко во главу угла ставит равные условия работы для субъектов хозяйствования двух стран. Российская сторона в принципе не против, но настаивает на унификации Налоговых кодексов, таможенного законодательства, социальной политики, создании новых интеграционных структур.
Как сообщил РБК, стороны согласовали механизм компенсации для белорусских НПЗ, в полном объеме он заработает после унификации Налоговых кодексов. Года эдак с 2022-го. Такой вот жирный червячок в качестве наживки...
Скорее всего под бой курантов будет подписан договор о поставках газа в Беларусь. Объемы и цена ещё не озвучены, но вряд ли они будут теми, которые первоначально называла белорусская сторона. Ведь выбора у Беларуси нет: после продажи «Белтрансгаза» Газпрому, вариант с реверсом, как на Украине, нельзя рассматривать даже гипотетически.
Фон для встречи, или зачем достали скелет из шкафа
Когда президенты беседовали в Сочи, в Минске проходили демонстрации противников интеграции. Планировались они и на 20 декабря. Но организатора акций Павла Северинца накануне задержал ОМОН. Сигнал, что протесты больше не желательны?
Как психологическое давление на Лукашенко накануне встречи расценивают признание экс-бойца СОБРа Юрия Горавского об участии в похищении и убийстве оппозиционных политиков. Его интервью Немецкой волне содержит ряд нестыковок, но вышло аккурат к встрече, и выглядит эдакой домашней заготовочной, чтобы вывести Лукашенко из равновесия. Правда, с Лукашенко такие номера раньше не прокатывали. И вряд ли это сработает на этот раз.