В прошлой статье я рассказывал о том, какие бывают собственники помещений в многоквартирном доме. Напомню, собственники бывают 3 видов:
- активные собственники, которые участвуют в жизни дома;
- пассивные собственники, которые не высказывают своего личного мнения, но участвуют в голосованиях;
- «псевдособственники», которые считают, что их зона ответственности находится в квартире и отказываются участвовать в жизни дома вообще.
В зависимости от того, какая категория собственников наиболее представлена в многоквартирном доме можно разбить на категории также и сами дома. Вариантов здесь достаточно много, но мы в своей практике снизили их количество всего до 2: активные и пассивные. Достаточно часто случается, что в многоквартирном доме нет ни одного активного собственника. И это очень часто оборачивается типичными для ЖКХ проблемами: квартплата растет, а качество услуг даже если не снижается, то не растет уж точно.
Я думаю, все мы стремимся к тому, чтобы нам было комфортно. И желательно, чтобы это было бесплатно:) Но, бесплатно, к сожалению, ничего не бывает. Поэтому мы стремимся в тому, чтобы снизить свои расходы. Универсальная формула удовлетворенности выглядит вот так:
Исходя из формулы, для того, чтобы повысить свою или чью-либо удовлетворенность, нужно сделать так, чтобы эффект (комфорт) рос, а затраты снижались. С управляющими компаниями это провернуть реально. Главное остановить обратный процесс, когда комфорт падает, а расходы растут.
Вернемся в типам домов. ЖКХшники делят дома на активные и пассивные. В активных живут небезразлиные к своему имуществу люди, которые действуют для того, чтобы обеспечить себе рост комфорта при снижении затрат. Для того, чтобы дом перешел из пассивного в активный зачастую достаточно одного человека! И этим человеком можете быть Вы.
По моим наблюдениям, достаточно выделять 15 минут в неделю для того, чтобы качество оказываемых управляющей компанией услуг не снижалось. Что для этого нужно сделать:
- изучить нормативные документы. Основной документ - Постановление Правительства Российской Федерации №290 - минимальный перечень работ и услуг по содержанию дома. Можно почитать самому, не сказать что документ сильно сложный и большой, а можно подписаться на мой канал. Второй способ мне кажется проще, т.к. я уже собаку съел в этих вопросах.
- наблюдать за своим домом и обращать внимание все ли выполняется из минимального перечня работ. Прям все отследить с первого раза не удастся, но некоторые вещи отслеживать достаточно просто. Например, уборку в подъезде. Первые 2 этажа в подъезде должны подметаться ежедневно! Подметаться влажным веником.
- если увидели, что что-то не выполняется: а) позвонить в управляющую компанию б) написать им письмо по электронной почте. Все звонки, в соответствии с требованиями законодательства должны фиксироваться. Письма уж тем более. Срок ответа на электронное письмо - 2 рабочих дня. Не факт, что с первого раза к вашему обращению прислушаются. Но, если делать это еженедельно, но эффект точно будет.
Теперь, что касается уменьшения затрат на содержание дома. Эти затраты в квитанции обычно называются "Содержание и ремонт жилья". Даже если у вас они именуются по-другому, то слово "содержание" обычно присутствует. Для краткости я буду писать просто "Содержание жилья".
Содержание жилья оплачивается собственниками исходя из площади квартиры. Это самый массовый способ начисления, 99,9% управляющих компаний делают именно так. Тариф или размер платы устанавливается собранием собственников в доме. Но обычно, собственники не особо активны в этих вопросах. Тогда управляющая компания может применить "муниципальный тариф", то есть средний тариф по домам такого типа в городе или населенном пункте.
Есть 2 способа повлиять на стоимость услуг управляющей компании:
- при проведении собрания внести свои предложения;
- "наказать" управляющую компанию за невыполнение работ по содержанию жилья, входящих в минимальный перечень.
Сегодня я расскажу про второй вариант. Итак, вы видите, что управляющая компания не выполняет какие-то работы. Например, не подметает пол каждый день. Вы отправили им письмо, но реакции не последовало. Тогда нужно этот факт заактировать. Акт по сути составляется в свободной форме. Главное требование, что его должны подписать несколько собственников квартир (для надежности, на самом деле нет такого требования). В случае, если в доме создан и действует домовой комитет, то лучше подписать акт у членов домового комитета.
Подписанный акт направляете письмом в управляющую компанию. В тексте письма прямо указываете, что просите сделать перерасчёт за неуказанные услуги. Обязательно нужно указать период в который эта услуга не оказывалась. Письмо отправлять нужно обязательно с фиксацией факта получения. Есть 2 способа:
1. принести лично и на своем экземпляре попросить поставить номер и дату входящего документа;
2. отправить заказным письмом с уведомлением по почте.
По идее, этого должно быть достаточно для того, чтобы вам вернули часть денег за неоказанные услуги. Сколько конкретно управляющая компания должна вернуть денег зависит от того, как устанавливался тариф на содержание и ремонт жилья. Умные управляющие компании в расшифровке тарифа делают максимальную детализацию. Тогда вам вернут деньги только в части услуги, которая не была оказана.
Недальновидные управляющие компании тариф устанавливают в целом. Тогда, допустим, если весь месяц пол не подметался и вы составили акт в котором это указано, вам должны будут вернуть всю сумму за услугу "Содержание и ремонт жилья" за исключение коммунальных услуг на содержание общего имущества. Для стандартной квартиры в 50 кв.м. при тарифе 18 рублей с метра перерасчет составит 900 рублей. Вполне себе нормальные деньги за 1 час потраченного времени. А самое, главное, что после такого пол точно будет подметаться каждый день!
На сегодня все. Пользуйтесь инструкцией. Делитесь ей в социальных сетях, подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Надеюсь, все мы скоро будем жить в комфортных условиях за вменяемые деньги.
Вопросы можно и нужно задавать в комментариях.