Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

Бумажная книга умрет?

Вечный спор. "Театра не останется, будет одно только телевидение"... Помните? Сейчас эта фраза звучит по-новому: "Книги исчезнут, останутся одни только интернет-издания". Театр до сих популярен, телевидение уходит в интернет. Книги до сих пор популярны, но также уходят в Сеть. Уйдут ли окончательно? Давайте вместе подумаем об этом! Рост электронных книг в России позволяет многим аналитикам прочить скорую кончину всему книгоиздательскому делу вообще и бумажной книге в частности. Приводятся десятки аргументов "за" и "против". Но имеет ли смысл прогнозирование без элементарного анализа? Российское книгоиздание и электронная книга отстают от Европы и Америки. Так отчего бы не посмотреть, что там у них происходит. Да, к слову сказать, тоже не все безоблачно. Но бумажная книга по-прежнему, как и 10 лет назад популярна. Почти десять лет прошло, как первый Kindle перевернул представления о возможностях электронных книг. За несколько лет это устройство стало массовым (в мире продавалось по милл

Вечный спор. "Театра не останется, будет одно только телевидение"... Помните? Сейчас эта фраза звучит по-новому: "Книги исчезнут, останутся одни только интернет-издания". Театр до сих популярен, телевидение уходит в интернет. Книги до сих пор популярны, но также уходят в Сеть. Уйдут ли окончательно? Давайте вместе подумаем об этом!

Рост электронных книг в России позволяет многим аналитикам прочить скорую кончину всему книгоиздательскому делу вообще и бумажной книге в частности. Приводятся десятки аргументов "за" и "против". Но имеет ли смысл прогнозирование без элементарного анализа?

Российское книгоиздание и электронная книга отстают от Европы и Америки. Так отчего бы не посмотреть, что там у них происходит. Да, к слову сказать, тоже не все безоблачно. Но бумажная книга по-прежнему, как и 10 лет назад популярна.

Почти десять лет прошло, как первый Kindle перевернул представления о возможностях электронных книг. За несколько лет это устройство стало массовым (в мире продавалось по миллиону в неделю). Именно тогда цифровых книг в магазине Amazon покупали больше бумажных. Идея о неминуемой кончине обычных книг насчитывала к тому времени десятилетия, но благодаря Kindle она заиграла новыми красками.

С появлением iPad в 2010 году цифровой энтузиазм раздуло до космических масштабов — теперь электронные устройства могли демонстрировать не только текст, но и изображения любой сложности.

Американский предприниматель и визионер Николас Негропонте тогда предсказывал, что бумажные книги умрут через пять лет. Журналисты LA Times посчитали, что за один день в Google появляется 200 000 новых ссылок по запросу «бумажные книги мертвы». (ИСТОЧНИК)

Но и были и скептики. Продажи бумажных книг падали (на 2,5% в 2011 году), а электронных — кратно росли (в США — на 30% в 2011 году и на 44% в 2012-м). Падение в США и Канаде за 2018 год - 4,7%, в Европе - 2,2% . При этом самиздат занимает уже около 60% рынка.

Данные о продажах 50 крупнейших мировых издателей, опубликованные в 2015 году, говорят, что их выручка растёт два года подряд (в 2014–2015 годах доходы увеличились на невероятные 22%). При этом данные национальных ассоциаций, опубликованные ещё весной, демонстрируют, что по меньшей мере в США и Великобритании, то есть на двух самых развитых рынках, продажи бумажных книг в 2015 году подросли (впервые за много лет), электронных — чуть-чуть упали. Падение не слишком существенное, но ещё два года назад и просто отсутствие роста уже стало бы новостью. В 2019 году ожидается небольшое падение, попадалась цифра 4%.

Таким образом закончился полный технологический цикл: от изобретения и массового распространения революционной технологии до относительного насыщения рынка. Электронные книги стали многомиллиардным бизнесом, изменили рынок, но не подчинили его себе.

фото pixabay.com
фото pixabay.com

Дети и подростки, выросшие во времена тачскринов и электронных книг, предпочитают бумажные издания

Я пишу молодежную и подростковую прозу, поэтому часто встречаюсь с подростками и молодежью. И в начале 2019 года проводила исследование о подростковом чтении. В том числе задавала вопрос о предпочитаемом формате книги.

-2

Как видите, 52% молодых людей от 14 до 20 лет предпочитают бумажный формат.

С января 2014 по сентябрь 2015 года продажи детских книг в Китае выросли на 10%, в США — на 12,5%, а в Бразилии — на 28%. В Соединённом королевстве рынок вырос на 7% только в первом квартале 2016 года и обеспечивает четверть продаж всех бумажных книг. Дело в том, что детская литература, как и учебники, плохо переходит в цифровой формат. В США 95% копий последней книги в сверхпопулярной серии «Дневник слабака» были проданы в бумаге, и только 5% — в цифровом виде. И это текстоцентричная книга, в которой слова значат больше рисунков. (ИСТОЧНИК)

Электронные устройства не убили книжный рынок, а изменили его — теперь текст и тело живут независимо друг от друга.

Электронный самиздат

Развитие электронной книги привело к ситуации, когда автор и электронная площадка предпочитают работать напрямую, минуя посредника-издательство. Так формируется новая форма самиздата - самопубликация.

Доля крупнейших издателей на бумажном рынке превышает 50%, но в электронных книгах у них меньше трети. Почти 40% книг, продающихся на Amazon (с огромным отрывом это самый большой книжный магазин в мире), даже не имеют ISBN, стандартного книжного идентификатора и опубликованы авторами самостоятельно.

Не самая читающая нация

Напоследок нельзя не сказать о российском рынке, который совершенно не соответствует мировому тренду. Число напечатанных в стране книг неуклонно снижается с 2008 года (падение за это время составило 40%), а вот продажи электронных копий, наоборот, растут невиданными темпами. Но это не значит, что русскоязычные читатели легче осваивают новые технологии. Буквально сегодня опубликован рейтинг самых продаваемых книг России по данным Forbes.

Книжные итоги 2019 года показывают смещение читательских приоритетов. С одной стороны, похвастаться такими продажами, какие были в прошлом году у Дэна Брауна (309 934 экз.) и Гузель Яхиной (129 979 экз.), нынешний лидер Алекс Михаэлидес (89 428 экз.) не может. После всплеска покупательской активности в 2018 году книжный рынок по средним показателям вернулся к цифрам 2017 года: первая десятка бестселлеров — это книги с объемами продаж от 90 000 до 30 000 экземпляров. (ИСТОЧНИК)

Электронная книга при этом чувствует себя довольно уверенно:

-3

Падение тиражей бумажных книг — результат множества факторов. Далеко не последний из них состоит в том, что в России в принципе стали меньше читать, а рост электронных продаж стартовал с очень низкой базы (весь рынок — десятки миллионов долларов).

Победитель премии им. Леонида Завальнюка.
Победитель премии им. Леонида Завальнюка.

https://www.litres.ru/evgeniya-kretova/navigator-iz-nerungri