Хо-хо-хо, крошки мои!
В конце каждого года в уши против воли начинается вливаться какая-то дрянь в духе "что поставить на стол в год свиньи?", "что нельзя готовить в год петуха?" и тому подобное. В этот раз многие были озабочены меню для прожорливой крысы, которая, если верить статейкам из интернетика, непритязательна и приемлет любой гастрономический набор, за исключением, разве что, сильных изысков. Так и написано: меню должно быть классическим. С новогодним столом я припозданула, но впереди Рождество. Предлагаю особо не париться и обратиться за классическим меню прямиком к классикам)
Гусь
Гусь обложен легендами точно яблоками, а его появление на рождественском столе связывают с именами Мартина Турского и Елизаветы I. Согласно первой легенде, будущий святой был раздражен гоготом гусей, мешающих ему вливать в массы слово Божье. С христианской любовью епископ распорядился вырезать и запечь всю стаю, и с тех пор эта птица стала подаваться к столу во время празднования дня святого Мартина - 11 ноября. А где ноябрь, там и декабрь. Таким образом гусь плавно перетек на рождественский стол.
Вторая легенда упоминает Елизавету I, поедающую гуся в тот момент, когда ей сообщили, что Непобедимая армада Филиппа II промахнулась с названием и была сокрушена английским флотом. Королева-дева сложила в уме победу и гуся, посчитала последнего добрым вестником и распорядилась отныне подавать его к рождественскому столу. Это в некотором роде реабилитировало гусиное племя, впрочем, сей факт не добавил ему лет жизни.
Аппетитнее всего гуся поедают у Диккенса.
Появление гуся произвело невообразимую суматоху. Можно было подумать, что эта домашняя птица такой феномен, по сравнению с которым черный лебедь самое заурядное явление. А впрочем, в этом бедном жилище гусь и впрямь был диковинкой. Миссис Крэтчит подогрела подливку (приготовленную заранее в маленькой кастрюльке), пока она не зашипела. Юный Питер с нечеловеческой энергией принялся разминать картофель. Мисс Белинда добавила сахару в яблочный соус. - Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями. Чарльз Диккенс
Бедствующее семейство Крэтчит начиняло птицу луком и поливало яблочным соусом. Подавали с картофельным пюре.
А вот гусь из "Девочки со спичками" Андерсена содержал начинку побогаче и скрывал в брюхе чернослив и яблоки. Ну это уж кому как больше нравится.
Паштет из телятины VS пунш
Ежели хочется чего-то совсем гурманского, можно обратиться к Джерому К. Джерому. В его "Историях, рассказанных после ужина" в канун Рождества герои с аппетитом уплетали паштет из телятины и омаров. Правда, цимес праздничного стола заключался вовсе не в еде, а в крепком пунше, распитие которого и стало спонсором увлекательных историй.
Ныне рецептов пунша развелось великое множество. В принципе, вы можете плеснуть что-то алкогольное во что-то безалкогольное, бросить туда щепотку трав, и пусть только какой-нибудь негодяй скажет, что это не пунш. Но если желаете того самого, индийского пряного paantsch, следует придерживаться такого зарифмованного рецепта:
One of Sour, Two of Sweet, Three of Strong, Four of Weak
Иными словами, берёте по возрастающей лимонный сок, сахар, ром и воду. Последний аккорд: мускатный орех, имбирь, гвоздика, корица и кардамон.
Многие считают пунш полезным напитком, потому для любителей оправдывать бытовой алкоголизм тут есть где разгуляться)
Сбитень
Оставим английских классиков... и Андерсена и бросим взор на исконно русский рождественский стол. К слову, он довольно скучный. Что там у нас? Карп с гречневой кашей? Спасибо, не надо. Кутья? Привет, заводская столовка. Щи с кислой капустой? Это уже что-то из голодной студенческой юности. Сбитень? А вот это уже интереснее. Напиток из воды, мёда и пряностей придется к месту в вирулентный сезон соплей и высокой температуры.
Какую-то сотню лет назад существовала такая профессия, как сбитенщик. Помните у Гиляровского?:
На мостовой перед палатками сновали пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле. Сбитенщики разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень - любимый тогда медовый напиток, согревавший извозчиков и служащих, замерзавших в холодных лавках. - "Москва и москвичи".
Или у Шмелёва:
Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем - душисто, сладко. Стакан - копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно!
Понятно, что такой популярный, и главное - дешевый, напиток не мог миновать рождественский стол. К мёду и воде добавляли зверобой, шалфей и прочее пряное, что росло в чистом полюшке.
К числу рождественских традиций можно отнести и украшение ёлки сладостями.
...а за три дня до Рождества мы начали обычное золочение грецких орехов и приготовление картонажей, крымских яблок и дешевых пряников, к которым мы приделывали красные ленточки и подвешивали на ёлку... "Яша Полянов". Лев Львович Толстой (сын Льва Николаевича).
Кстати, классная традиция. Съестные украшения упростят разбор ёлки после праздников и сэкономят пространство в доме, а отказ от пластика подарит вам уникальную возможность бесить знакомых. Можно будет говорить что-то типа: "Я забочусь о нашей планете, а что сделал ты?"))
С праздниками!
ЧИТАЙТЕ так же:
Если вы - старая дева...