Найти тему
Народная Газета

Алексей Баженов: «Поколение Z не будет носить футболку с Карамзиным»

Fashion-эксперт из Санкт-Петербурга рассказал, как ульяновскому дизайнеру продаваться в Париж.

На декабрьском бизнес-форуме в Ульяновске отдельная площадка была посвящена легкой промышленности, моде и дизайну. В течение дня профессионалы индустрии обсуждали ситуацию на рынке, тренды и актуальные проблемы отрасли, а вечером пришли на лекцию к fashion-эксперту Алексею Баженову, пообещавшему рассказать ульяновцам, как создать конкурентоспособный продукт, который будет продаваться даже в Париже.

Профицит как двигатель прогресса

Не секрет, что 80% российского рынка одежды занимает импорт. Баженов объяснил, почему. Современный модный продукт представляет собой гибридную субстанцию: предмет одежды - это не просто вещь, но еще и сообщение, какой-то символ. Его выбор что-то говорит о человеке. Никто не хочет ходить в одинаковых рубашках, все хотят выделяться. Это особенность постиндустриального общества, в котором роль информации сильно возросла. Для того чтобы не потерять внимание потребителя, бренды вынуждены снимать сериал. Если раньше можно было один раз сказать, для кого ты выпускаешь одежду, то сейчас об этом нужно постоянно напоминать. Чтобы выиграть конкуренцию, на фабрики начали привлекать фотографов, художников, стилистов. Они начали создавать вокруг своего продукта историю и превратились в бренды.

- На западе креативная индустрия и производство глубоко друг в друга интегрированы, потому что они живут в ситуации профицита гораздо дольше нас и давно научились с этим работать. Уже 100 лет назад Сальвадор Дали делал витрины для универмага, - отмечает эксперт. - У нас же до конца 80-х годов был дефицит. Было не три рубашки на одного потребителя, а очередь на одну рубашку из трех человек. Поэтому сегодня мы, будучи потребителями постиндустриального общества, сразу выбираем западные товары.

От задумки к покупателю

Ульяновские производства, по мнению Баженова, так и остались производствами, не превратившимися в бренды. На выручку к тем из них, кто способен предложить качественный продукт, пришли маркет-плейсы - огромные электронные рыночные площадки. Например, ульяновская детская одежда «Микита» хорошо продается на площадке интернет-магазина Wildberries. Тем же путем решила пойти и дизайнер Наталья Рыжикова, запустившая три месяца назад свою линию одежды.

- Мы начали свою деятельность на площадке «Вайлдберриз». На данный момент для нас это является большой поддержкой, потому создать продукт легко, а продать его очень сложно, - рассказывает Нататья. - Соответственно, если ты создаешь, но не продаешь, то ты теряешь время и финансы.

От того, что в Ульяновске креативная индустрия не интегрирована в производство, теряют обе стороны. Чтобы решить эту проблему, нужно создать межотраслевые связи, заставив представителей разных профессий работать в связке. Стоит отметить, что некоторые наши компании уже сделали шаг вперед в этом направлении:

- Дизайнер делает цифровой рисунок, отдает его конструктору, который вносит информацию в базу. Дальше на основе наших лекал мы получаем готовое изделие. На воплощение идеи мы тратим один день, - рассказывает руководитель фабрики детской одежды RIONA Kids Юлия Петрова. - У нас есть оформленная фотостудия. Мы приглашаем модель, фотографируем и выставляем снимок в интернет. По заказу мы можем сразу же сшить изделие.

Париж ждёт

Несмотря на разобщенность участников рынка, у ульяновцев есть все шансы добиться успеха. Один из главных трендов сегодня - мода на локальные бренды. В качестве примера Баженов назвал ярославскую марку украшений Omut. Его создательница - дизайнер Анастасия Климова - работает на стыке традиционного ремесла и современного искусства, создавая украшения и аксессуары из металлических цепей. За последние несколько лет ее продукция стала популярной не только в России: из маленькой мастерской работы Климовой попали в парижские шоу-румы. Всем, кто у нас мечтает покорить сердца французских модников, fashion-эксперт советует понять, что хочет надеть на себя молодой модный ульяновец.

- Для того чтобы региональные марки имели силу, нужно раскрыть локальную идентичность региона. Но нужно делать это, не копаясь в прошлом, - уверен Алексей. - Нужно раскрыть новые символы города. Есть какие-то вещи, которые встраиваются в культуру и становятся знаковыми: места, названия. Поколение Z не будет носить футболку с Карамзиным. Только если он будет очень осовременен.

-2

Как вырастить швей

Поиск общего языка с новым поколением может помочь ульяновцам решить и другую проблему - кадровую. Сегодня средний возраст швей на региональных производствах- 50 -60 лет. У молодежи эта профессия не пользуется популярностью.

- Швей у нас было очень много. Сейчас мы дорабатываем старый ресурс, а нового нет, - сетует основатель торговой марки «Микита» Сергей Вернигоренко. - Глаза и руки швей генерируют наш продукт, а мы с помощью цифровых технологий делаем так, что у нас деньги оборачиваются три раза. Вычтете швей из нашего бизнеса - бизнеса у нас не будет.

Представители индустрии считают, что нужна пропаганда рабочего труда и средне-специального образования. Баженов же полагает, что решение вопроса - в руках владельцев бизнеса: нужно, чтобы работать на их производстве было престижно.

- Популяризировать профессию швеи невозможно, популяризировать нужно индустрию моды, чтобы молодым людям хотелось рассказывать другим: «Я работаю в компании, которая выпускает вот это», - говорит Баженов. - Сейчас регион воспринимается культурно отсталым, и молодые креативные ребята думают, как уехать отсюда. И для того, чтобы они не уезжали, они здесь должны встраиваться в проекты.

Алена Дамбаева