Многие сталкиваются с проблемой назойливых звонков, в которых им предлагаются услуги банков, кредитных организаций и многое другое, что в 99 % случаев оказывается ненужным. К сожалению, если ваши персональные данные (номер телефона и имя) попали в руки коммерческих структур, то от таких звонков вы не застрахованы. В этом случае нужно понимать, что изъять ваши персональные данные из оборота (официально этот оборот называется «обработка») может быть невозможно, ввиду того, что вами уже дано согласие на обработку ваших персональных данных (где-то в документах стоит ваша подпись или поставили галочку в чекбоксе, что согласны на «обработку»). Кроме того, «обработка» ваших персональных данных нужна для исполнение договора, по которому вы пользуетесь сотовой связью или банковской картой, или брали кредит в недавнем прошлом. В этом случае «оператор» (это тот кому вы передали ваши персональные данные) законно заявляет, что сначала нужно расторгнуть договор. И только потом, в зависимости от условий на которых вы согласились с обработкой ваших данных, он в течение года (или больше) изымает из «оборота» ваши персональные данные.
А звонки хотелось бы прекратить прямо сейчас.
Оказавшись в подобной ситуации, я решил искать решение проблем в законном поле. Ведь у нас верховенство закона, как-никак.
Регулирует отношения в части «оборота персональных данных» российский Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных".
Да. Законодатель еще в 2006 году написал по каким правилам должен осуществляться оборот персональных данных. В этом законе я обратил внимание на статью 15 «Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации»
В пункте 1 этой статьи дается законодательное описание «спам-звонков» и прочей «спам-деятельности»:
«Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.»
Итак - назойливые звонки целиком и полностью укладываются в описание, приведенное выше. А чтобы вас больше не доставали, стоит пользоваться пунктом 2 этой статьи: «Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.»
Краткий итог. Совсем не обязательно расторгать договор с оператором, тем более если вы и далее планируете пользоваться его услугами. Достаточно предъявить ему свое «требование». При этом в законе нет обязанности направить требование в письменном виде. Но если оператор «особо одаренный», то можно направить требование письменно с уведомлением и описью вложения.
Сейчас я пока накапливаю практику в части применения вышеуказанного требования к тем, чьи звонки меня тревожат понапрасну. Возможно, что скоро напишу отдельно о результатах своей борьбы со «спам-звонками».