Найти в Дзене
Большой музей

Древнерусский харассмент

С XVll века в России страдают без выпивки, хихикают над смешными животными, ругают загнивающий Запад и шутят про жестокую любовь. Сегодня для этого есть мемы, а раньше был лубок. Потешные картинки фиксировали повседневность простого народа и смеялись над его проблемами. Некоторые лубочные сюжеты кажутся хорошо знакомыми и сегодня. На картинке — кухня, куда пробрался кавалер в щегольском наряде. Он отпускает непристойные комплименты телу блинщицы и радуется, что ему удалось застать её дома одну. Кроме самих участников диалога и части домашнего интерьера (с котом на печи, сковородником, которым блинщица грозится замарать кавалера, и кадкой с раствором блинного теста, на марание которым согласен герой) на листе изображен и условный город, где произошёл акт харассмента. Для изображения города — двускатных и округлых крыш, поднимающихся «горкой», — используется характерный приём книжной иллюстрации и иконописи. Этот лубок показывался за деньги в райке — передвижном «театре» в виде большого

С XVll века в России страдают без выпивки, хихикают над смешными животными, ругают загнивающий Запад и шутят про жестокую любовь. Сегодня для этого есть мемы, а раньше был лубок. Потешные картинки фиксировали повседневность простого народа и смеялись над его проблемами. Некоторые лубочные сюжеты кажутся хорошо знакомыми и сегодня.

Кавалер щиплет блинщицу за так называемую «жепу». Героиня даёт ему отпор и грозится запачкать тестом, против чего герой не возражает, потому что хочет продолжить приставания и довести дело до постели.
Кавалер щиплет блинщицу за так называемую «жепу». Героиня даёт ему отпор и грозится запачкать тестом, против чего герой не возражает, потому что хочет продолжить приставания и довести дело до постели.

На картинке — кухня, куда пробрался кавалер в щегольском наряде. Он отпускает непристойные комплименты телу блинщицы и радуется, что ему удалось застать её дома одну. Кроме самих участников диалога и части домашнего интерьера (с котом на печи, сковородником, которым блинщица грозится замарать кавалера, и кадкой с раствором блинного теста, на марание которым согласен герой) на листе изображен и условный город, где произошёл акт харассмента. Для изображения города — двускатных и округлых крыш, поднимающихся «горкой», — используется характерный приём книжной иллюстрации и иконописи.

Этот лубок показывался за деньги в райке — передвижном «театре» в виде большого короба с увеличительными стеклами для просмотра картинок, содержание которых озвучивал раёшник. Рассказывая зрителям историю про кавалера и блинщицу, он мог одновременно делать вид, что собирается разыграть сюжет лубка: например, поймать в свои объятия девушку из толпы.

На листе не проставлена отметка цензора о допуске к печати: позднее, когда в XIX веке введут обязательную цензуру для лубка, в пояснении к этому популярному сюжету «жепу» блинщицы заменит рука.

Текст

«Пожалуй, поди прочь от меня, мне дела нет до тебя,

Пришёл за жопу хватаешь, блинов печь мешаешь.

За жопу хватать не велят для того, что блины

Подгорят. Я тотчас резон сыщу, сковороднем хвачу

Мне хотя и стыдно, а тебе будет уже обидно. Я ведь

вас не замаю, а не отойдёшь сковородником замараю».

«Твоя воля, изволь бить, дай только за жопу хватить,

Ибо зело мне показалося, милёнка, что жопка твоя

крутёнка. Нарочно к тебе я пришёл и счастлив, что одну

дома нашёл. Хошь сплошь всего замарай раствором,

я оттого не буду вздором, только любовь надо мной покажи,

вместе с собою на постелю спать положи».

Русский лубок гораздо ближе к современности, чем кажется: харассмент, чайлдфри, водочка и многое другое — в спецпроекте Большого музея.