В прокат выходят новые «Звездные войны» – завершение 42-летней саги о семье Скайуокеров. Оно получилось поэтичным, красочным, грустным, трогательным и очень серьезным.
Это завершение эпопеи, у которой может быть лишь два исхода: либо траурный марш, либо парад победы. Трогательные шутки (больше всех веселится C3PO), сюжетные сюрпризы (вся линия с Кайло и Рэй предельно непредсказуема) и атаки зрителя слезоточивым газом (особенно в финальной битве) тоже будут, но ровно столько, чтобы не представлять угрозу величественному замыслу. Той же логике следовала, например, эпопея Юрия Озерова «Освобождение», в последней части которой были уместны лишь грандиозные идеи и широкие жесты.
«Скайуокер. Восход» – драма схожих масштабов. Галактика снова на краю гибели. Первый орден, которым правит Кайло Рен (Адам Драйвер, который выкладывается в компьютерном блокбастере не меньше, чем в «Брачной истории» Ноа Баумбаха), нашел неожиданного союзника в лице воскресшего императора-ситха Палпатина – главного негодяя двух предыдущих трилогий. Юная Рэй (Дэйзи Ридли, сумевшая воспользоваться выпавшим ей карьерным шансом лучше, чем ее партнер Джон Бойега) изучает джедайское мастерство в джунглях и боится, что в ее сиротских жилах течет дурная кровь. Тем временем бывший имперский штурмовик Финн (тот самый Бойега) и летчик-повстанец По (Оскар Айзек, главный в этой трилогии шутник, солдат и любовник) сражаются с Первым орденом в космосе, на небе, на суше и даже под землей. Все они копят силы перед финальной битвой, которая окажется и невероятно красочной, и очень старомодной, ведь режиссеру Джей Джею Абрамсу важно, чтобы зритель вернулся в объятия тех самых родных фильмов семидесятых и девяностых.
«Старомодные» – ключевая характеристика этих «Звездных войн». Переходы от кадра к кадру здесь выстроены, как во времена «Золотого Голливуда». Герои при встречах наигранно обнимаются, громко хохочут и хлопают друг друга по спинам так яростно, будто на инструктаже актерам показывали «В бой идут одни старики» или «Звездный десант». Приключения следуют одно за другим, как завещали Спилберг и Лукас: без пауз и длиннот. Этот фильм вообще очень быстрый: как будто бы он боится, что стоит притормозить и зритель сменит карету. Второстепенные герои появляются без долгих представлений, ведь перед нами авантюрное военное кино вроде «Большой прогулки», где у каждого персонажа есть своя аскетичная функция: помочь, предать, удивить, рассмешить. Благодаря этой собранности в новых «Звездных войнах» действительно есть раж гонки и борьбы.
Плюс графика, за которую им точно стоит дать «Оскар». Тем более что франшиза живет без этих наград уже 35 лет, а в 2016 году и вовсе нелепо проиграла в «своей» номинации маленькой научной фантастике «Из машины». В ней, кстати, тоже сыграл Оскар Айзек. Хочется верить, что он приносит удачу. Потому что работа с пространствами – искрящимся звездами космосом, пустынной планетой, бушующим океаном, знакомыми с оригинальной трилогии пыльными хижинами и холодными кораблями – превращает этот фильм в настоящую поэму. Главные герои Рэй и Кайло сражаются не столько друг с другом, сколько с демонами, сидящими у них внутри. Средствами схематичного сценария детской сказки этих демонов не показать. Но их под силу вызвать спецэффектам, благодаря которым здесь бушуют все стихии природы, и музыкой: композитор Джон Уильямс, кажется, делает за актеров половину работы. Перейдя под крыло Disney, «Звездные войны» не перестали быть семейной сагой, но их основной жанр теперь – роман воспитания (сирот) и перевоспитания (негодяев). Вечная «диснеевская» песнь о том, что каждый сам пишет свою судьбу, тренировки закаляют дух, а друзья выручают в беде. Штурмовики и контрабандисты становятся героями сопротивления. Девочка, не знавшая своих родителей, осознает, что то, куда она идет, важнее того, откуда она пришла. Мальчик, убивший отца… узнаете сами.
А трогательнее всего здесь то, что самозваная трилогия, начавшаяся с посвящения «Новой надежде», завершается реконструкцией «Возвращения джедая» – вплоть до точного воссоздания конкретных сцен, в которых Рэй, Финн и По будто бы пародируют Люка, Лею и Хана. За этот год – вслед за «Дамбо», «Королем Львом», «Алладином» – Disney не первый раз воскрешает уже знакомый сюжет. Кто-то увидит в этом меркантильный расчет и стратегию минимизации рисков. Кто-то в очередной раз констатирует смерть автора в кино и кризис идей. Но есть и третий вариант – испытать радость от того, что одни и те же истории завораживают и родителей, и детей, а однажды, видимо, доберутся и до внуков. Каждая из трилогий «Звездных войн» добавляла в историю одно поколение. Отец Люка и Леи Анакин Скайуокер превращался из непроницаемого злодея (эпизоды IV-VI) в главного героя (эпизоды I-III). В последней трилогии на сцену вышел его внук Кайло Рен, он же Бен Соло, и благородная дворняга Рэй – то ли сирота, то ли все-таки чья-то дочь. Учитывая, что Скайуокеры больше не будут героями «Звездных войн», круг замкнулся. Колесо сансары сделало полный оборот, какими бы дикими ни были сравнения между главным фантастическим блокбастером Голливуда и песней рэпера Басты о том, что «в каждом наброске и в каждом черновике учитель продолжается в своем ученике».
История, которая когда-то начиналась как раскадровка «Героя с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла, за 42 года (а фанаты другой космической оперы знают, что 42 – это ответ на все важнейшие вопросы вселенной) сама превратилась в дайджест всех основных сюжетов массовой культуры. Чтобы систематизировать драматургические ситуации, больше необязательно знакомиться с изысканиями Кэмпбелла, Владимира Проппа, Жоржа Польти или Борхеса. Достаточно посмотреть «Звездные войны» – реестр вечных историй, обреченных повторяться снова и снова. Повторяться, чтобы связывать разные поколения зрителей общими ценностями, переживаниями и героями, каждый из которых и есть узел ценностей и переживаний.
Накануне премьеры девятого эпизода у самых истовых фанатов вселенной наверняка были собственные соображения насчет того, кто и кому в этой сказке должен прийтись родней, кого лучше убить, а кого следовало бы наградить поцелуем. И, как и в случае с «Игрой престолов», эти зрители, перестав быть соавторами мифа и акционерами франшизы, наверняка придут сейчас в ярость. Но для всех остальных новые «Звездные войны» – напоминание о том, что сказки неизменны. И именно их постоянство и гарантирует сохранение порядка во вселенной. Корабль-сокол, на котором летают герои, неспроста называется тысячелетним, а в далекой галактике неслучайно живут рыцари и принцессы.
Полная версия рецензии - на сайте The City