Фильм 1992 года «Выжить» богат красивыми и запоминающимися моментами. Интересно рассмотреть это даже сегодня. Одним из таких памятных моментов стала кульминация фильма - вертолетная дуэль. Ми-8 с Джафаром против Ми-2 с бывшим афганским офицером Олегом и его другом Николаем.
По сюжету Джафар готовит второй государственный переворот, желая поддержать Чрезвычайный комитет. Для этого ему нужно оружие, которое он намерен вывезти из Афганистана. Но бывший офицер Олег, который знает все пути здесь, отказывается помогать ему, и после этого он начинает вмешиваться.
Во время последней вертолетной дуэли друг Олега выпрыгивает из вертолета и прячется в скалах. Когда сбивают Ми-2, мы видим Николая с американской винтовкой в руках. У винтовки есть гранатомет, из которого герой выбивает «поворотный стол» Джафара почти в упор.
Винтовка явно американская M-16, точнее, даже ее первая модификация M16A1. Только гранатомет на такой был прикреплен немного по другому. Для них использовался гранатомет М203, но здесь это явно не он. По-видимому, в фильме у нас винтовка М16 с экспериментальным гранатометом ХМ148.
Впервые гранатомет использовался спецназом США во Вьетнаме. На этом его боевой путь закончился. XM148 не прошел тестирование и был выведен из эксплуатации как ненадежный. Кроме того, было невозможно вести прицельный огонь из него. В фильме Николай попадает в вертолет с близкого расстояния.
Непонятно, откуда авторы фильма получили такую старую версию винтовки с гранатометом. В XM148 используются стандартные гранаты 40x46 мм. Он весит 1,36 кг и имеет начальную скорость полета гранаты 74,5 м / с. После неудачных испытаний XM148 был заменен на более надежный M203.
Граната, упавшая в открытый грузовой отсек Ми-8, вполне могла отключить вертолет. Поэтому в этом моменте нет недостатков. Ну, кроме странности, что ни пилот, ни Джафар не могли заметить стрелка раньше и взобрались наверх возле скалы, на которой он стоял.
В общем, недорогой боевик оказался качественным и захватывающим фильмом. Герои не похожи на шаблонных персонажей, у каждого своя мотивация, и да, они ведут себя как живые люди. К сожалению, современное российское кино не может показать нам это сегодня.