Общепит и торговая промышленность считались во времена Советского Союза настоящей кладезю сокровищ для особо представительных лиц, которые не брезговали крупным мошенничеством и старательно набивали карманы.
Вот где золото и бриллианты копились килограммами, а хрустящим купюрам не было числа! Но, сколько веревочке не виться, а советские следаки все равно раскрывали даже самые громкие преступления. Матерых аферистов ожидала неминуемая кара от государства – расстрел.
Некоторые «талантливые» махинаторы умудрялись припасти немалые клады с драгоценностями. А вот и одна любопытная история, которая случилась в 1960-х годах. Меня больше поразили не масштабы награбленного добра, а место, где мошенник складировал сокровища.
Для руководящего лица всей торговой базы города Ленинграда, казалось, не существовало ничего невозможного, - деньги лились рекой. Георгий Зуйков считался человеком далеко не последним, ведь подвластная ему торговая структура поставляла тот самый дефицит, первоклассные продукты питания для главных магазинов второй столицы СССР, для столовых государственных ведомств.
А в них, как известно, вкушали трапезу высокопоставленные партийные работники и чиновники страны. Товарищ Зуйков не отличался кристальной биографией, но у него долгое время имелись могущественные заступники, которым такой директор был ох как нужен.
Еще в далеком 1934-м году известный махинатор «отметился» десятилетним сроком за то, что организовал разграбление государственных строительных материалов.
Однако через пару лет вдруг вышел на свободу и обзавелся кучей справок о полной реабилитации. В тяжкие времена Великой Отечественной он решил нажиться на блокадном голоде: менял жизненно необходимые продукты на антиквариат, украшения и прочие дорогие ценности.
Через четыре года после Победы Зуйков снова прославился громким делом, пытаясь сбыть пятьсот литров спирта, которые должны были предназначаться для нужд народной промышленности. Но его лишь пожурили и сделали пока предупреждение – устный выговор.
Ну а мелких мошеннических операций с овощами и фруктами в 1950-х годах и, вовсе, не счесть. Но и тут предприимчивому торговцу все сходило с рук. Однако заведующий торговой базой совсем обнаглел и засветился в покупках и выгодных продажах по «улетным» ценам иностранной валюты и золотых украшений.
Вот тут-то им и заинтересовался отечественный КГБ: в начале 1960-х за ним уже пристально следили. И выяснили, что директор очень уж зачастил ездить на кладбище, где много лет назад была похоронена его дочь от первой жены.
Прихватив инструменты, грабли и лопату, Георгий Зуйков ехал на место погребения и тщательно приводил его в порядок. Только что вот он там копал, было непонятно, - ни цветочка, ни травинки на могиле он так и не посадил.
Как только работники органов добрались до таинственных раскопок афериста, они немало удивились увиденному: под слоем земли на могиле дочки любитель материальных благ спрятал три больших бидона, доверху набитых золотом.
Позже обнаружили еще несколько его тайников и сейф в просторной квартире, в котором хранились килограммы золотых изделий, чистейших бриллиантов, небывалые для того времени суммы – десятки тысяч долларов США в бумажных купюрах и в виде золотых монет.
Зуйков до последнего надеялся на давних заступников. Вполне возможно, и в этот раз он мог бы избежать наказания, если бы не валютные махинации. Незадолго до этого суд вынес смертельный приговор золотовалютчику Рокотову.
Поэтому и продуктовую денежную ниву завбазы решили прикрыть раз и навсегда. Награбленные драгоценности возвратили государству, а виновника приговорили к высшей мере наказания. (Почему-то сразу вспоминаются нынешние лица, те, кто воруют миллиардами).
Конечно, дело Зуйкова было далеко не единственным в разные годы существования «элитного» общепита. Но тот факт, что золотишко спекулянт зарыл почти возле гроба дочери, поразил даже видавших виды следователей. А дело приобрело некий мистический оттенок.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал"Ювелирные истории"