Изучая эпоху 20-х и 30-х годов для своих книг, я отсмотрела десятки фильмов тех лет, и "Мисс Менд" стал одним из самых приятных открытий.
Это первый полноценный советский кинокомикс со всеми признаками жанра. Интриги, погони, головокружительные трюки, герои бескорыстны и идеальны, злодеи злодействуют вовсю, героини... гм... героини малость подкачали, но нельзя же требовать всего и сразу!
Герои, слева направо: актеры Владимир Фогель, Игорь Ильинский, Борис Барнет.
Злодей - сразу же видно.
Игрушка в руках злодеев. В общем, тоже злодей - не будем мелочиться.
Героиня, та самая мисс Менд.
Формально фильм является экранизацией романа Шагинян "Месс-менд", но о романе можете забыть сразу же - ничего общего между ним и фильмом нет.
Часть героев носит в фильме собственные имена, но в те годы такое часто практиковалось.
У Игоря Ильинского роль более комическая. Кто видел фильмы с Чаплином и Бастером Китоном, тот без труда заметит, что в кадре Ильинский пытается работать под них.
В фильме обыграно множество штампов (злодейское коварство, ребенок-наследник, ужасная тайная организация, грозящая стране катастрофа), но с таким увлечением, с таким азартом, что одно удовольствие на все это смотреть. Чувствуется, что Барнет (в титрах указаны несколько режиссеров, но Ильинский в своих мемуарах пишет, что всем руководил именно Барнет) был в своей стихии и снимал то, что ему самому нравилось.
В декорации миллионерского дома использована очень интересная мебель:
Здесь она видна лучше, чем на предыдущем фото.
В фильме немало трюковых сцен, одна из самых сильных (по тем временам) - поезд, который сминает автомобиль:
Есть и приемы, характерные для кино 20-х годов - например, силуэты на свету:
В фильме немало остроумных титров, причем авторы ухитрились поместить даже ругательство:
Многие актеры очень хороши и, скажем так, по таланту выше своих ролей. Владимир Фогель был одним из лучших актеров 20-х, а бывший боксер Барнет смотрится на экране очень органично.
И напоследок - несколько слов о вариантах фильма. В нормальном варианте длина каждой серии должна быть ближе к полутора часам. Тогда актеры движутся на нормальной скорости и все выглядит естественно. К сожалению, есть варианты, где эти нюансы не учтены, хронометраж меньше, движения актеров ускоренные, и все впечатление от фильма оказывается испорчено. В общем, следует учитывать этот факт, если когда-нибудь появится желание посмотреть "Мисс Менд".
Плакаты фильма. "Мисс Менд" стал одним из самых успешных проектов 20-х, но стихия кинокомикса оказалась слишком далека от соцреализма, и в последующие годы фильм фактически замалчивали.