Долго я думала, какую фотографию выбрать, чтоб на личности не переходить.... И сейчас думаю, каким бы псевдонимом деда моего мужа назвать, чтобы память его светлую не тревожить в сети... Назову я его именем моего прадеда, это кажется мне честным по отношению и к моей семье и к семье моего мужа....
Дом, в котором мы живем... дом - наше спасение, гавань и обитель, наша пригодившаяся в жизни запасная посадочная полоса - нижайший поклон и благодарность деду Антону, который его строил в 50-е годы 20го века, вернувшись с войны.
Я не застала его живым, но мысленно благодарю его на каждом шагу своем по этому дому. Уж тридцать лет почти его нет, но подворье, которое он создал, вызывает потрясающее уважение и преклонение его мудрости, опыту, и колоссальной ответственности за будущее семьи. Это при том, что все последующие поколения просто использовали эту базу, не только не развивая, но даже не поддерживая и не сохраняя, то что было создано для них. Типичное наше, советское или еще более древнее русское иждивенческое отношение к трудам предков.
К чему я все это сегодня решила написать. Представьте себе советские годы. Колхоз и труженики колхоза. Обязаловка. Почти крепостные. Зарплаты нет или малюсенькая (в зависимости от правителей), жесткие поборы, жесткий надзор и контроль за количеством поголовья скотины во дворе - не разбогатеешь, налоги на садовые деревья и кустарники, дефицит банок-крышек, сахара.... на запасешься... отсутствие строительных материалов - не построишь и не сохранишь даже выращенное....
Когда я сравниваю возможности наших дедов-колхозников и нас - образованных демократов, перебравшихся в деревню искать счастья и успеха, мы очень сильно проигрываем перед дедом Антоном.
Простой казак по семейной истории. Правда, пришлый в эти места в 30-е годы, как-то это связано с террором донских казаков большевиками... но, как обычно, все молчали и семейная история прервалась. Видимо, было, что умалчивать. Ушел на войну в первые дни. Прошел всю войну, вернулся в конце 45-го, прошел все круги ада - артиллерист, наград много, вернулся членом КПСС, закончил войну в Венгрии. За 30 ему было, когда вернулся. Женился на молодой девице, бабушке моего мужа, ей тогда лет 17-18 было. Я так понимаю, что она так за всю свою жизнь и не поняла, как ей в жизни подфартило. Что-то там случилось со здоровьем, в общем ребенок у них оказался один, и больше детей не было. но....
Что такое мужик в деревне после войны... Их тут было-то на 300 домов мужчин 15 вернувшихся. Двое только в памяти деревенских - дед Антон, да еще один - друг его закадычный. Так и вытащили вдвоем.
Так вот, что такое предпринимательская жилка. В советские годы дед держал каждой птицы, скотины ровно в том количестве, сколько было разрешено. Но.... как и во всех законах и ограничениях есть дыры, так и здесь были использованы дыры в разведении индюков, индоуток... а также пуховых коз. С легкой руки деда Антона весь хутор, а впоследствии и все соседние хутора стали разводить пуховых коз в достаточно большом количестве. Кстати, традиционная скотина для здешних мест издревле, но как-то с приходом большевиков все традиции, понятное дело, были замяты.
Так вот дед Антон не просто развел коз, но и наладил каналы сбыта... Возил чемоданами пух в Оренбуржье на платки, бабки сели за прялки и освоили прядение и вязание и до сих пор только здесь на подарки покупаю совершенно уникальные пуховые перчатки и носки из козьего пуха... платки - понятное дело русский сувенир, но вот перчатки это совершенно незаменимая и безусловная вещь для русской зимы.
Когда я вижу размеры участка, осознаю, что у семьи из трех человек было еще + к этому гектару подворья три огорода примерно по 6 -10 соток каждый. Когда я вижу, что дед водил не менее 50 коз (раз в год каждая коза вычесывается вручную, все сразу за февраль), по 40-60 гусей, по 50-70 курей, по 20-30 индюков, держали корову и свиней... и все это одновременно при таком количестве огорода - минуточку, возделываемого ПОД ЛОПАТУ, без мотосредств.... без полива шлангом, а ведрышком из колодца-журавля. И при этом велась стройка дома и пристроек, заборов и изгородей, сараев и курятников, копались погреба и делались зернохранилища, вручную косилось сено на всю скотину на придорожных пятачках - покосов-то не было... Я понимаю, что мое усердие даже рядом с крестьянским гением этого человека рядом не стояло. Обращу внимание, дед Антон, естественно, работал в колхозе на полную занятость. Бабушка тоже работала на полную занятость продавцом в магазине. Семья не помогала: у прабабушки был свой дом-сад-огород-хозяйство и здесь вообще не принято особенно между родственниками помогать на подворье.
Когда я это осознаю, у меня один вопрос - КАК? как это можно было создавать и тянуть вдвоем. Выйдя на пенсию, дед завел пасеку, не сводя, естественно коз при этом.
Обращу ваше внимание - да, дочка одна была в семье. Но... простой деревенский дед обеспечил:
1. высшее образование в областном центре (съем квартиры, питание, одежда, поездки на выходные домой за 300 км на перекладных и т.п.)
2. свадьбу (понятное дело, одна из самых затратных развлекух советского прошлого - деревенская свадьба)
3. покупку частного дома в волгограде для семьи дочери + обстановка
4. когда стало тесно, переоформил дом на себя, чтоб не было проблем с собственностью и купил дочери и зятю с двумя внуками трехкомнатную квартиру в кооперативном доме - тоже + обстановка
5. также все эти годы питание для семьи было все из деревни + поддержка деньгами, одеждой
6. мы с мужем познакомились в годы раннего студенчества, это был 89 год еще, одна большая студенческая компания из разных учебных заведений Москвы. Так вот, однокомнатники моего будущего мужа по общаге боготворили деда Антона за еженедельные посылки) время было голодное, прилавки пустые даже или особенно в Москве, а тут еженедельно прибывала фанерная посылка забитая домашней тушенкой, вареньями, овощными консервами. И опять же дед сильно помогал и внуку денежными посылками, у мужа была самая крутая аудиотехника, самые крутая фонотека и, пожалуй, самые зАвидные книги....
И это один... один дед... когда его не стало, дом и хозяйство быстро стали приходить в запустение, потому что бабушке было трудно одной, да и так в жизни бывает, что кто-то тянет, а кто-то едет....
И чего ж мы сейчас, при отсутствии надзирателей, ограничений и запретов не умеем на этой же земле деньги и состояние зарабатывать.... делайте выводы, господа.... было бы желание, сбыт можно найти самым неожиданным образом.
Кстати, как ему в голову пришло пчел держать, я вообще ума не приложу. Пасечничество ж на корню истребили в этих местах, дед за пчелиными прибамбасами в Москву ездил, а семьи пчелиные первые покупал аж в Молдавию поехал. Простой ли он был крестьянин... И крестьянин ли он был.... но каков размах и какие результаты...