Найти в Дзене

Заклятые партнеры: как РФ и НАТО могут вывести отношения из тупика.

За свою 70-летнюю историю НАТО, как оказалось, никогда не считало Москву врагом и по-прежнему настроено на диалог. Об этом «Известиям» сообщил старший советник альянса по России и Балканам Роберт Пшель. Он подчеркнул, что принципы вступления в блок для стран ЕС и даже для РФ остаются неизменными: двери организации открыты для государств, разделяющих ее цели. Однако эти громкие слова в Москве всерьез не воспринимают. Даже элементарный диалог в рамках Совета Россия–НАТО заморожен, а всю ответственность за деградацию отношений альянс полностью возлагает на нашу страну. И наладить связи не удастся до тех пор, пока блок будет выстраивать связи на принципах своего превосходства, заявил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. В том, что завело совместную работу России и альянса в тупик и можно ли из него выйти, в преддверии 70-летия со дня создания НАТО. У них нет врагов Спустя 70 лет с момента создания Североатлантического альянса его отнош
Оглавление

За свою 70-летнюю историю НАТО, как оказалось, никогда не считало Москву врагом и по-прежнему настроено на диалог. Об этом «Известиям» сообщил старший советник альянса по России и Балканам Роберт Пшель. Он подчеркнул, что принципы вступления в блок для стран ЕС и даже для РФ остаются неизменными: двери организации открыты для государств, разделяющих ее цели. Однако эти громкие слова в Москве всерьез не воспринимают. Даже элементарный диалог в рамках Совета Россия–НАТО заморожен, а всю ответственность за деградацию отношений альянс полностью возлагает на нашу страну. И наладить связи не удастся до тех пор, пока блок будет выстраивать связи на принципах своего превосходства, заявил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. В том, что завело совместную работу России и альянса в тупик и можно ли из него выйти, в преддверии 70-летия со дня создания НАТО.

-2

У них нет врагов

Спустя 70 лет с момента создания Североатлантического альянса его отношения с Москвой, похоже, достигли нижайшей точки в своей истории. В 2014 году НАТО заморозило практическое сотрудничество и ряд совместных проектов с РФ, а два года спустя на саммите в Варшаве участники альянса и вовсе назвали действия Москвы «угрозой свободной и мирной Европе». При этом, как подчеркнул в беседе с «Известиями» Роберт Пшель, саму Россию НАТО врагом не называет — речь идет якобы исключительно о ее действиях.

— Мы не считаем Россию угрозой — у нас нет списка врагов. Но угрозу представляют агрессивные действия России, включая украинский конфликт, — считает дипломат. — Решение свернуть сотрудничество было принято в ответ на действия России в 2014 году. Это не наш выбор, мяч не на нашей стороне. Не то что мы проснулись в один день и решили всё свернуть потому, что мы не любим Россию.

При этом дипломат подчеркнул, что ст. 10 Вашингтонского договора, заложившего основы альянса, остается неизменной. Она гласит, что членство в НАТО потенциально открыто для всех европейских стран, которые разделяют цели и принципы организации. И если Россия считается европейской страной, то существует потенциальная возможность и ее вступления в блок, подытожил Роберт Пшель. Он отметил, что ему неизвестно, чтобы Россия когда-нибудь серьезно рассматривала такую заявку.

В альянсе утверждают, что хотят вести с Россией диалог и не рассматривают сложившуюся ситуацию как «холодную войну 2.0». Правда, при этом в блоке не вспоминают, что сами же создают искусственные барьеры в диалоге и не сотрудничают в формате Совета Россия–НАТО. Что касается последнего, за минувшие три года состоялось всего девять встреч, и то по отдельным вопросам.

В Москве же уверены, что мяч находится на стороне альянса. Константин Косачев в беседе с «Известиями» в очередной раз подтвердил российскую позицию: «Не мы замораживали сотрудничество, не нам его размораживать».

— Когда организация проявит готовность восстановить совместную работу, мы себя ждать не заставим. ОДКБ неоднократно предлагала сотрудничество по Афганистану, и альянс все эти предложения проигнорировал. Это, к слову, о том, что происходит сейчас в Афганистане. Не в России дело, дело в НАТО, — заявил «Известиям» сенатор. — До тех пор, пока блок будет замораживать отношения или выстраивать их на принципах превосходства, разумеется, ничего не получится.

-3

Москва уверена, что, несмотря на постоянные заявления о готовности к диалогу, альянс сознательно воспроизводит логику холодной войны. И если до 1991 года НАТО функционировало в пределах своей компетенции, то сегодня его действия выходят далеко за рамки европейской географии, подчеркнул Константин Косачев.

— На первом этапе члены организации молчаливо соглашаются с главенствующей ролью США, а на втором — навязывают свое лидерство другим государствам за пределами блока, — подчеркнул политик. — Это та концепция, которую наша страна принять не может. Обеспечивая себе эксклюзивное право на безопасность, НАТО воспроизводит логику межблокового противостояния эпохи холодной войны.

-4

А есть ли выход?

Возникает вопрос: что делать в ситуации, когда стороны категорически отказываются идти друг другу навстречу. Как говорится в совместном докладе Российского совета по международным делам (РСМД) и Европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение (ELN), опубликованном в феврале 2019 года, «текущее противостояние может поддерживаться более стабильными способами при меньших рисках и затратах» и при сохранении принципиальных позиций обеих сторон.

Эксперты предлагают несколько шагов. Во-первых, составить график регулярных заседаний Совета Россия–НАТО и заранее прорабатывать их повестку. Во-вторых, параллельно с нынешними каналами связи создать новые способы взаимодействия между военными. В-третьих, использовать существующую горячую линию Россия–НАТО, в том числе и на случай серьезных киберинцидентов.

Отдельным пунктом стоит предложение вернуть российского постоянного представителя при НАТО в Брюссель. В начале 2018 года постпред РФ при альянсе Александр Грушко (ныне — замглавы МИД России) покинул Брюссель, и уже больше года место российского представителя остается вакантным. Ситуация с послом НАТО в Москве сложилась аналогичная.

— Отсутствие представителя РФ — решение, которое принималось в Москве. У нас есть каналы связи — в частности, российская делегация в Брюсселе и исполняющий обязанности постоянного представителя. Что касается информбюро в Москве, оно существует, но директора там нет, — сказал «Известиям» Роберт Пшель, занимавший прежде должность главы информбюро НАТО в РФ. — Мы всегда заинтересованы в хорошем качественном диалоге. Мы бы с удовольствием видели посла России при НАТО, но, повторюсь, это не наше решение.

В России также считают, что обмен послами стал бы правильным шагом, однако, по словам Константина Косачева, для этого должны измениться программные установки внутри НАТО.

— Они сформулированы таким образом, что никакие послы эти дисбалансы не выправят, — подчеркнул сенатор.

По его словам, сейчас речь идет о том, чтобы НАТО перестало рассматривать Россию в качестве угрозы и выстраивать линии обороны на российском направлении, а также признало, что Москва и альянс друг другу не угрожают. На самом деле у нас есть целый ряд общих вызовов и для их нейтрализации нам необходимо объединять усилия.

-5