Найти тему
Море жизнь

Глава 4. "А вскоре после водки, Бог создал мореходку ."

Это слова из курсантской песенки того времени, начала семидесятых годов прошлого века, когда Виталик поступал в Мореходку.

На самом же деле, училище было основано, в декабре 1932 года " с целью обеспечения командными кадрами вновь создаваемого рыбопромыслового флота " как рыбопромышленный техникум.

И " 14 ноября 1945 года Мурманский рыбопромышленный техникум приказом №729/Т Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР был реорганизован в Мурманское мореходное училище Наркомрыбпрома СССР. "

Здание учебного корпуса ММУ им Месяцева = интернет св. доступ
Здание учебного корпуса ММУ им Месяцева = интернет св. доступ

Остаток лета пролетел незаметно. Этот кусочек, еще гражданской жизни, Виталик провел у бабушки с дедушкой, под Питером, вместе с Валеркой Усмановым.

Было тепло, зависали на улице до поздней ночи, пели песни под гитару, в общем как и вся молодежь в любые времена.

Все бы прошло ровно, если бы не один случай.

В какой-то из вечеров, как всегда, пацаны сидели на полянке, где обычно днем играли в футбол, пели песенки, покуривали, разведя костерок, чтобы отгонять дымом комаров.

Самое интересное, что до ближайших жилых домов было не так уж и близко, но по всей вероятности , кому-то уж очень мозолили глаза эти молодые парни, а бренчание гитарных струн не давало покоя.

Из этого следовало то, что в сумерках теплого лета , вдруг послышались милицейские свистки. Наша кодла рассыпалась в разные стороны. Нормальная реакция в таких случаях.

Виталик так же выбрал неопределенное направление движения, услышав , громко журчащие, звуки свистков.

По всей вероятности он выбрал правильное направление , так как через несколько минут не обнаружил за собой преследователей .

Однако, когда мальчишки начали собираться в известных для них местах, оказалось, что Валеры Усманова нет среди "оставшихся в живых", похоже менты забрали его.

Виталик не знал, как же сказать бабушке с дедом о произошедшем, куда подевался гость, и он что то пробурчав, типа гуляет с девочкой, пошел спать на чердак в летнюю комнату.

Но и к утру Валерик не объявился. Бабушка с дедом начали допытываться, что же могло произойти и Виталик все им рассказал.

Дед с Виталиком собрались и пошли в отделение милиции. Пришлось деду объясняться и отвечать перед властями, за приглашенного в гости подростка, который и адреса точного не знал, где остановился.

Милиция инкриминировала ему нарушение общественного порядка и противопожарной безопасности, нашли сигареты в кармане, в общем "особо опасный пацан".

Валера оказывается ни чего не понял и даже не убегал, "по свистку".

Отпустили конечно, но пришлось посидеть ему ночь, в обезьяннике с настоящими хулиганами. Обещали, по просьбе дедушки, не составлять ни каких протоколов на гостя, это же могло отразиться при зачислении в курсанты.

Так ребята начинали взрослеть. А в родном городе мальчишек ждала уже новая жизнь.

Вернувшись из отпуска, к указанному времени надо было явиться в общежитие мореходного училища, уже побритыми наголо.

И все четверо наших пацанов, как мы помним столько их поступало из одного класса, в один день пошли в парикмахерскую и совершили это подстригание.

До не свободной жизни оставался один вечер.

Полярное солнце гуляло над сопками в ясную теплую ночь вместе с пацанами, которые не переставали бедокурить.

В эту ночь, на прощание со школой, они разбили пару стекол в родной аудитории. Зачем они сотворили этот безобразный акт, вряд ли бы внятно смогли объяснить, если бы их поймали за руку.

Но вот наступил день сбора, шестой роты судоводительского отделения ММУ.

Численность роты была не велика. 60 человек, два взвода по 30 человек, плюс в каждом взводе по 3 человека кандидата в курсанты.

Это были те ребята , которые по каким то причинам не были приняты курсантами, но на первых месяцах обучения могли ими стать.

Так и было на самом деле. Кому то из курсантов становилась в тягость уставная жизнь и они отчислялись по собственному желанию, их места занимали кандидаты.

А жизнь у мальчишек и впрямь становилась флотской. Были назначены старшины из старших ребят. Таких оказалось пару человек, кто поступил после прохождения срочной службы.

Каждый взвод разбили на три отделения по 10 человек, и был назначен командир отделения.

Естественно все мальчишки получили у коменданта положенную для первокурсников форму одежды.

А положено лысым мальчикам на первые три месяца было только: хлопчатобумажная роба, хромовые рабочие ботинки, в простонародье – "гады", тельники, соответственное нижнее белье, трусы, носки, фуражки и двубортные шинели черного сукна.

Еще курсовки, другие знаки различия и гюйсы-голубые воротники с белыми полосками, знак принадлежности к российскому флоту.

Тут уже началась адаптация молодых организмов и нервных систем к мужскому ремеслу , связанному с армией и флотом.

Мореходное училище тогда имело военную кафедру, предполагалось выпустить кроме специалистов для гражданского флота МРХ СССР, еще и младших офицеров ВМФ. Так что кроме обучения, ребята параллельно проходили срочную военную службу.

И это было не формально, а действительно в полном объеме.

Общежитие состояло из двух старых кирпичных зданий, расположенных друг на против друга, на одной из улиц города, почти в самом центре. Никаких специальных ограждений не было.

Кубрики –помещения для проживания – это были большие комнаты с высокими потолками, где в два ряда стояли двух ярусные металлические кровати. В каждом таком кубрике размещался взвод – 30 курсантов.

Можете себе представить, какие ароматы стояли к утру в этих кубарях.

В основном поступившие, это были школьники, недавно окончившие восьмилетку, из различных уголков СССР. Большинству едва исполнилось 16 лет.

Был даже один малолетка, ему было 14. Росток у него был около метр сорок. Он рано пошел в школу, мама устроила, была учительницей.

Старшекурсники его прозвали «Мамочка»- по образу популярного в те годы фильма «Республика ШКИД»

Было непривычно трудно этим мальчикам, когда уже переставали их убеждать и упрашивать нудные преподаватели, а приказывали и заставляли делать то, чего бы они никогда не стали делать в той, школьной жизни.

Все это было особенно актуально для младших курсов. Потом, когда курсанты становились взрослее и на рукавах их было пришито более трех курсовок, конечно что то менялось, и струны дисциплины несколько ослабевали, так сказать по сравнению с флотскими традициями "салаги" превращались в "годков".

Каждое утро начиналось с подъёма в 45 секунд, построения и выхода на зарядку на улицу, практически в любую погоду. Даже в суровые зимние дни с низкой температурой, ниже 30 градусов, надо было выходить на прогулку.

Затем следовал переход из общежития в учебный корпус. Училище строилось по ротно по команде дежурного офицера и, часто под барабан, следовало по главной улице города, пр. Ленина на занятия.

-2

Жители города "тащились" от этого зрелища, им нравилось. Особенно когда приближались майские или ноябрьские праздники.

Репетируя, курсанты шаг чеканили более четко, иногда запевали, ну что-нибудь типа- " Врагу не сдается наш гордый "Варяг"

После каждого насыщенного обучением дня, курсанты также строем, окончив самоподготовку, к занятиям дня следующего, шли в общежитие для отхода ко сну.

У нашего героя, впереди было четыре с половиной года, такой жизни. Но эта жизнь принесет множество незабываемых эпизодов, которые конечно же повлияют на его судьбу .

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18