Найти тему

ПООЩРЕНИЕ РАЗДЕЛЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Оглавление
Ни один из нас в отдельности
не может быть таким умным,
как мы все вместе.
Кен БЛаншар

ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ПООЩРЯТЬ УЧАСТИЕ В РАЗДЕЛЕННОМ МЫШЛЕНИИ

Хорошие мыслители, особенно те, которые являются также и хорошими лидерами, понимают силу разделенного мышления. Они знают, что, умея ценить мысли и идеи других людей, можно получить удвоенные результаты от разделенного мышления и достигнуть большего, чем с помощью собственных мыслей. Те, кто принимают участие в разделенном мышлении, понимают следующее:

1. РАЗДЕЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Мы живем в мире поистине безумных скоростей. Для того чтобы соответствовать нынешнему темпу жизни, нельзя действовать в одиночку. Молодежь еще только начинает понимать смысл этого явления. Возможно, именно поэтому они так высоко ценят коллектив и с большей охотой работают на компанию, которую сами выбирают, чем на отдельного предпринимателя, который хорошо им платит. Работать с другими — это все равно, что избрать кратчайший путь к цели.

Если бы вы хотели быстро освоить какой-нибудь новый навык, то как бы вы это сделали? Выяснили бы сами, в чем суть, или нашли бы кого-нибудь, кто показал бы, как это делается? Вы всегда можете быстрее научиться у человека, имеющего большой опыт, — независимо от того, идет ли речь о работе на компьютере, игре в гольф или приготовлении какого-нибудь нового блюда.

2. РАЗДЕЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ НЕСЕТ В СЕБЕ БОЛЬШЕ НОВИЗНЫ, ЧЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Обычно мы думаем о великих мыслителях и новаторах как о гениальных одиночках, но суть заключается в том, что величайшее новаторское мышление не возникает из ничего. Новаторство рождается в результате сотрудничества. Как-то Альберт Эйнштейн заметил: «Много раз на дню я осознаю, насколько все, что я имею в жизни, как в материальном, так и в духовном плане, зависит от моих товарищей, как живых, так и умерших, и насколько честно я должен напрягать свои силы, чтобы отдавать столько же, сколько я получил».

Разделенное мышление ведет к более крупным достижениям. Если вы объедините свои мысли с мыслями других людей, то ваш разум породит такие мысли, которых у вас никогда еще не бывало!

3. РАЗДЕЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМИ, ЧЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Хотя нам хочется думать, что мы все знаем, на деле это не так, и у каждого из нас есть области, где проявляется наша неопытность.

В вашей жизни были события, которых не было в моей, а в моей — такие, которых нет у вас. Объединив все вместе, мы получим более широкий диапазон личной истории, а, следовательно, и зрелость, которая может нам пригодиться. Если у вас нет необходимого опыта, найдите человека, у которого он есть.

Философ и поэт Иоганн Вольфганг фон Гете сказал: «Принять хороший совет — значит обогатить свои способности». Одна голова хорошо, а две лучше — когда они мыслят в одном и том же направлении. Это все равно, что впрячь две лошади в одну телегу. Вместе они сильнее, чем каждая по отдельности. Но разве вы не знаете, что, когда лошади вместе тянут телегу, они могут перевезти больше груза, чем сумма того же груза, которую смогут перевезти те же лошади, но по отдельности? Совместная работа создает синергетический эффект. Точно такого же рода энергия вырабатывается, когда люди мыслят вместе.

5. РАЗДЕЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРИНОСИТ БОЛЬШУЮ ОТДАЧУ, ЧЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Это происходит из-за эффекта совместной работы. Но раздельное мышление дает также и другие преимущества. Личная отдача, которую вы получаете от разделенного мышления и опыта, может быть огромной.

Кларенс Фрэнсис обобщил эти преимущества таким образом: «Я искренне верю, что слово «взаимоотношения» является ключом к перспективе благоустроенного мира. Кажется совершенно ясным, что каждая проблема, которая может возникнуть — в вашей семье, на работе, в вашей стране или в мире в целом, — по существу определяется взаимоотношениями и взаимозависимостью между людьми».

6. РАЗДЕЛЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ СПОСОБОМ ОБРЕСТИ МАСШТАБНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Любая великая идея начинается с трех или четырех хороших идей. И большинство этих идей приходят благодаря разделенному мышлению. Драматург Бен Джонсон сказал: «Учиться только у самого себя — это все равно, что иметь учителем дурака».

Когда я учился в школе, учителя делали основной акцент на правильности ответа и выполнении задания лучше других учеников — и редко уделяли внимание совместной работе ради получения хороших ответов. На деле же качество получаемых ответов зависит от эффективности объединения в одно целое мышления многих людей. Если у двоих из нас есть одна мысль, то вместе у нас есть две мысли, и в этом случае у нас всегда есть потенциал для великой мысли.

КАК ПООЩРЯТЬ К УЧАСТИЮ В РАЗДЕЛЕННОМ МЫШЛЕНИИ

Для некоторых людей это вполне естественно — принимать участие в разделенном мышлении. Всякий раз, столкнувшись с проблемой, они думают: кто из тех, кого я знаю, может мне с этим помочь?

Обычно этим путем идут лидеры. Так же поступают и экстраверты. Однако вам не нужно быть ни тем, ни другим, чтобы извлечь пользу из разделенного мышления. Чтобы помочь вам улучшить свою способность использовать разделенное мышление, я советую сделать следующие три шага.

1. ЦЕНИТЬ ИДЕИ ДРУГИХ

Во-первых, поверьте в то, что идеи других людей имеют ценность. Если вы этого не сделаете, у вас будут связаны руки. А как узнать, что вы действительно хотите получить информацию от других? Задайте себе такие вопросы:

  • Защищен ли я эмоционально? Люди, испытывающие недостаток уверенности в себе и переживающие за свой статус, должность или общественное положение, как правило, отвергают идеи других, защищают свой внутренний мир и не подпускают других людей к себе на близкое расстояние. Только уверенный в себе человек спокойно рассматривает идеи и предложения других.
  • Ценю ли я людей? Вы не будете ценить идеи человека, если не цените и не уважаете его самого. Вы когда-нибудь задумывались над тем, как относитесь к людям, которых вы цените, и к тем, которых вы не цените? Обратите внимание на это различие.

Если я ценю людей Если я не ценю людей Я хочу проводить с ними время Я не хочу находиться рядом с ними Я прислушиваюсь к тому, что они говорят Я не удосуживаюсь их выслушать Я хочу им помогать Я не предлагаю им помощи Они оказывают на меня влияние Я игнорирую их Я уважаю их Я безразличен к ним

  • Ценю ли я процесс взаимодействия? В результате разделенного мышления часто возникает замечательный синергетический эффект. Он может перенести вас туда, где вы никогда не бывали.

Вы должны открыть себя идее обмена идеями, прежде чем включитесь в процесс разделенного мышления.

2. ПЕРЕХОДИТЕ ОТ КОНКУРЕНЦИИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Джеффри Дж. Фокс, автор книги «Как стать руководителем», говорит: «Всегда выискивайте идеи. Не делайте различий в том, что касается источников. Берите идеи от потребителей, детей, конкурентов, шоферов такси, находите их в других отраслях. Неважно, кто придумал ту или иную идею».

Человек, который ценит сотрудничество, желает реализовать идеи других, а не соперничать с ними. Если кто-то просит вас поделиться идеями, сосредоточьте внимание на помощи команде, а не на том, чтобы выдвинуться лично. А если вы относитесь к разряду тех, кто собирает людей вместе, чтобы они поделились своими мыслями, хвалите идею больше, чем ее источник. Если одерживает верх самая лучшая идея (а не предложивший ее человек), тогда все будут делиться своими мыслями с гораздо большим энтузиазмом.

3. ПЕРЕД ВСТРЕЧЕЙ С ЛЮДЬМИ СОСТАВЛЯЙТЕ ПЛАН БЕСЕДЫ

Я получаю большое удовольствие от встреч с конкретными людьми, независимо от того, обсуждаем ли мы какие-нибудь идеи или нет. Когда я провожу время с любым другим человеком, то обычно составляю повестку дня. Я знаю, чего хочу добиться.

Чем с большим уважением я отношусь к мудрости данного человека, тем внимательнее я слушаю то, что он говорит. Например, встречаясь с человеком, которого я чему-то учу, я даю ему возможность задать вопросы, но большую часть беседы беру на себя. Когда же я встречаюсь с кем-то, кто может быть наставником для меня, я в основном молчу и слушаю. При прочих взаимоотношениях обе стороны отдают и получают в более-менее равных пропорциях. И независимо от того, с кем я встречаюсь, я всегда пользуюсь возможностью общения и надеюсь что-то дать и что-то получить.

4. СОБИРАЙТЕ ВОКРУГ СТОЛА НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ

Умение собрать за круглым столом нужных людей является величайшим даром.

Чтобы извлечь пользу из разделенного мышления, нужно собирать за круглым столом таких людей, которые могут что-то принести к этому столу. Готовясь пригласить людей участвовать в разделенном мышлении, используйте следующий критерий для процесса отбора. Выбирайте:

  • Людей, величайшим желанием которых является успех данных идей.
  • Людей, которые могут придать ценность мыслям других людей.
  • Людей, которые эмоционально могут справиться с резким изменением хода разговора.
  • Людей, способных оценить сильные стороны в тех областях, в которых они сами имеют слабину.
  • Людей, которые осознают свое место за сто лом с позиции ценности.
  • Людей, которые ставят интересы команды превыше собственных.
  • Людей, которые могут побудить сидящих за столом лучше мыслить.
  • Людей, которые обладают зрелостью, опытом и преуспевают относительно обсуждаемой проблемы.
  • Людей, которые берут на себя обязательства и ответственность за решения.
  • Людей, которые встают из-за стола с позицией «мы», а не «я».

Мы слишком часто выбираем партнеров для «мозгового штурма» основываясь на дружеских чувствах, или внешних условиях, или потому, что нам так удобнее. Но это не поможет нам открывать и создавать максимально ценные идеи. Все дело в том, кого мы приглашаем за свой круглый стол.

5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВКЛАД ПЛОДОТВОРНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

В преуспевающих организациях практикуется разделенное мышление. Если вы руководите какой-нибудь организацией, отделением или командой, то не можете позволить себе обходиться без людей, способных к разделенному мышлению.

Нанимая на работу людей, ищите плодотворных мыслителей, которые ценят других, имеют опыт организации процесса сотрудничества и являются эмоционально сдержанными. Затем хорошо заплатите им и сделайте так, чтобы они могли как можно чаще применять свои мыслительные навыки и делиться идеями. Ничто так не добавит ценности, как наличие большого числа плодотворных мыслителей, направляющих свой разум в одном направлении.

УСИЛЕНИЕ КОМАНДЫ

Независимо от того, чего вы стараетесь достичь, с помощью разделенного мышления вы можете сделать это еще лучше. Истинный лидер способен собрать вместе нужных людей в нужное время для нужной цели — с тем, чтобы выиграл каждый.

ПРИВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ РАЗДЕЛЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

1. Насколько хорошо ВЫ практикуете разделенное мышление? С желанием ли подключаете других к процессу мышления, когда перед вами встает трудная проблема? Оцените свой уровень мышления по 10-балльной шкале, где 1 указывает на то, что вы никогда не подключаете других, а 10 — на то, что вы почти всегда приглашаете других поделиться своими идеями. Укажите ниже свое количество очков: ___________

Если ваш результат ниже семи, то вам необходимо поискать кого-нибудь для совместной работы. Укажите, почему вы неохотно подключаете к этому процессу других:

  • Я невысоко ценю мнение людей;
  • Я не очень ценю процесс интерактивного мышления;
  • Я не очень защищенный человек;
  • Прочее…

Произведите изменения, которые помогут вам справиться с этой проблемой.

2. Если вы еще не составили список плодотворных мыслителей с указанием сферы их деятельности, составьте его. И тогда, в следующий раз, когда у вас появится достойная решения проблема, загляните в свой список и соберите вместе за круглым столом людей, которые могут помочь вам.

3. Просмотрите свой календарь на предстоящую неделю. Проверьте каждую деловую встречу или занятия, которые там перечислены, и продумайте повестку дня каждого мероприятия. Уделите немного времени выяснению того, что вы хотите получить от взаимодействия с каждым человеком (или чего ожидаете получить от него). Запишите вопросы или идеи в свой блокнот или дневник, если это необходимо. А потом, когда встретитесь, старайтесь следовать составленной повестке дня.

После этого запишите все идеи, которые могут появиться в результате общения. В результате вы будете очень удивлены тем, насколько продуктивно использовали свое время.