Главным результатом встречи «нормандской четверки» в Париже 9 декабря 2019 года было выявление различий между подходами Москвы и Киева к реализации Минских соглашений. И суть этих различий в наиболее жесткой форме выразил Владимир Путин во время своего выступления на заседании в Кремле Комитета по правам человека при Президенте РФ 10 декабря. Если дать украинской стороне контроль на границе между Россией и Донбассом, говорил Путин, то на Донбассе может начаться новая Сребреница, т.е. массовое убийство населения Национальной гвардией Украины. Поэтому, считает Путин, на Донбассе во время выборов, которые предусмотрены Минскими соглашениями, должны находиться вооруженные формирования, которые могут обеспечить безопасность его населения.
А Владимир Зеленский еще до заседания «нормандской четверки» в Париже говорил, что «выборы под дулом автомата не имеют смысла». И отсюда принципиальное требование украинской стороны, выдвинутое Зеленским на заседании «нормандской четверки» в Париже: прежде чем Донбасс будет голосовать на выборах, его надо освободить от всех так называемых незаконных вооруженных формирований, и, самое главное, перед выборами Украине надо вернуть контроль на границе между РФ и ДНР и ЛНР. И, как уже становится ясно, сблизить позиции России и Украины в вопросе о контроле над границей практически невозможно.
У каждой из сторон есть своя правда. За пять лет после Минских соглашений и Донбасс, и Украина стали другими. Возникли новые реалии. И они порождены, прежде всего, крахом нашего российского проекта создания Новороссии и отделения ее от Украины. Донбасс оказался и не в составе России, на что рассчитывало его населения во время референдума о независимости от Украины, и не в составе воображаемой нашими стратегами независимой пророссийской Новороссии. И в результате Донбасс постепенно превращается во второе издание Приднестровья.
Со всех точек зрения — и с моральной, и с политической, — Россия действительно не имеет права рисковать жизнями жителей Донбасса, которые ей поверили и связали с ней свою судьбу. Конечно, угроза возникновения второй Сребреницы, если Россия отдаст контроль на границе Украине, преувеличена. Мы не учитываем, что даже десятки тысяч волонтеров, которые участвовали в войне на Донбассе, заинтересованы в сохранении курса на Европу и будут думать о том, как выглядит их страна в глазах руководства Евросоюза. Но Путин прав в том, что даже если произойдет имплементация Минских соглашений в законодательство Украины, если будет принят закон об амнистии всех тех, кто принимал участие в боевых действиях, то все равно неизбежны случаи расправы с руководителями этих воинских формирований, случаи мести, сведения счетов со своими бывшими противниками. Учитывая анархизм украинцев, избежать этого будет трудно.