После падения Византии - Константинопольская церковь постепенно приходила в упадок, стала гонимой.
Семена раздора в христианской Вере, брошенные в IX веке, в XI взошли...
«Папа римский Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Керулларий предали друг друга анафеме и христианская церковь окончательно раскололась на Западную (католическую) и Восточную (православную)». Видимо, этому одиозному патриарху, который вел себя так, «словно он бог, идущий по небу», никак не могли простить.
Была проведена так называемая Клюнийская реформа — после чего константинопольский патриарх и папа римский взаимно отлучили друг друга от церкви.
Так появляется слово — «автокефальная», то есть «самостоятельная церковь», «самостоятельная голова».
Европейский мир стоял на пороге великих преобразовании, новых открытий. И одним из плацдармов этого восточно-европейского ренессанса становится город Львов, основанный еще в V веке новой эры, где с момента закладки города, жили «кожемяки» (обработчики кожи). Если их предки проводили время за выделкой природного материала, то к эпохе позднего Средневековья мануфактуру требовалось переоборудовать.
С обработки кожи переходить на обработку слов. Языка. Мовы. Новую — «славянскую».
«Греко-славяно-латинская коллегия».
Первые школы, в 1572 году, закладываются в Турове. А через четыре года, под покровительством князя Острожского, открывается первая школа для «славян», под названием — «Греко-славяно-латинская коллегия». В скором времени также школы появятся и во Владимир-Волынске (1577), с типографией в Остроге, где на базе трудов Э.Роттердамского (Lycaeum trilingue) возьмутся за изучение трех основных языков — древнееврейского, латинского и языка литургии.
Ну а первые классы посвящаются азам греческого вероисповедания. Так, католик Константин-Василий Острожский, очарованный идеями Запада, собрав возле себя различных ученых публицистов, теологов и богословов — начинает культурную революцию.
Первым ректором академии стал Герасим Смотрицкий — отец создателя грамматики для московитов. Имена первых преподавателей звучали так: Василий Сурозский, Христофор Филалет, Эммануил Ахиллес, Лука Сербин, Кирилл Лукарис...
Итак
«Основание Острожской славяно-греко-латинской школы знаменовало переход к новому этапу культурного синтеза — осмысленного стремления соединить славяно-греческое культурное наследие с традициями “латинскими”, то есть с культурными достижениями Западной и Центральной Европы», — примерно так звучит сегодня суждение восточноевропейской элиты.
«Дети православных, поступившие в иезуитские коллегии, не принуждались открыто к перемене веры, но они попадали в совершенно чуждую Православную культурную среду, образованную католиками». Львовские мещане, — изъявившие желание осуществить национально-культурное возрождение, — организовали свое братство, потребовав просвещения для своих детей. В грамотах антиохийского патриарха Иоакима, от 15 января 1586 года, прямо говорится об этом.
Идеи этого «гуманизма» были на бумагах с 1546 года, миссия называлась — «Rutenorum schola» (Русская школа). Один из пунктов документа гласил: «Которые бы мели учитися письма светого грецкого и словенского». Вот, собственно, о чем и речь… И дела львовских «братьев» в сфере просвещения своих отроков начинают набирать ход.
Возникают школы, также программы обучения новооснованных......
В приемной комиссии сидели ректор и два члена братства, их называли «дозорца школьные» (Нем. «dosis» — приём, порция). Для чего так делалось? Фиксировать приём ученика на бумаге было недостаточно, и иезуитское изобретение явилось к месту... Учеников назвали «бурсаками», слово пришло из немецкого языка, «бурсшь» (bursch) — ученик, слуга, студент,
Места в учебном помещении были определены по рангу успеваемости, каждый сидел на том месте, куда указывал учитель. Тем — стоит признать — определялись места «высшие» и «подлейшие». Независимо от сословия и социального положения, все дети для учителя были равными.
Следует заметить, в превосходном иезуитском изобретении, в уставе, были такие строки: ученики «мают в час приходити з тихостию вшелякою, без розмов и шептов, мигов и до себе прихажок».
Первая задача, это — религиозное воспитание: воскресный день в школе полностью посвящался приобщению детей к православной вере. Наставники отрокам объясняли значение того или иного праздника, затем следовала литургия (общественная служба), обсуждались отрывки из Библии.
Вторая задача — стоявшая перед европейскими педагогами — это научить детей писать и читать по-новому. И, кроме познания «нового своего языка» (славянского), освоить еще латинский и греческий. А Вергилия с Платоном... знать назубок!
И по «букварю» Ивана Федорова, — напечатанному во Львове 1574 году, — начинается освоение новой письменности...
Литературного славянского языка тогда еще не было, как не было и грамматики. А на основе глаголицы существовал протоболгарский язык, один из видов тюркской письменности...
Так создавалась мова.
https://vk.com/doc306125819_445374737
PS Материалов по теме украинского образования достаточно, литературы много.