Найти в Дзене

Классификации шрифтов

Оглавление

Классификации шрифтов

На свете существует колоссальное число шрифтов. Как между ними выбрать? Чтобы сориентироваться в этом море и не стушеваться, слыша разговоры дизайнеров, нужно понять, чем шрифты отличаются друг от друга.

Начнём с азов — с классификации. Печатные шрифты принято делить на две большие группы: шрифты с засечками (англ. Serif fonts) и шрифты без засечек (англ. Sans serif fonts).

Шрифты с засечками

Они появились первыми, поэтому давайте поговорим о них.

Засечки — это такие чёрточки, которые появляются, когда мы пишем буквы или выбиваем их на камне.

Современные печатные шрифты — далёкие потомки надписей, сохранившихся на древнеримских памятниках, почерков, которыми писали средневековые писцы, и шрифтов, которые использовали итальянские книгопечатники в эпоху Возрождения. Поэтому шрифты с засечками ещё называют антиквами (от лат. antiqua — «древняя»).

Вот, к примеру, надпись на пьедестале колонны, возведённой в 113 г. н. э. в честь победы императора Траяна над даками. Посмотри на буквы N, A и T. На их концах заметны характерные штрихи — это и есть засечки.

Засечки образуют линию, которая помогает взгляду скользить по строкам и не терять их. Такие шрифты хорошо подходят для набора больших объёмов текста и поэтому активно используются в книгах и журналах.

-2

Поскольку шрифты с засечками применяют очень давно, они часто ассоциируются со стариной и воспринимаются как консервативные и серьёзные.

Посмотри на рекламу французского ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Он был основан ещё в 1906 г. Его логотип набран шрифтом с засечками, который подчеркивает солидность этой компании и её верность традициям.

Шрифты без засечек

Шрифты без засечек часто называют гротесками (от фр. grotesque — «причудливый»), или рублеными шрифтами. Гротески появились в XIX в. как результат дизайнерских экспериментов.

Вначале их использовали на афишах и рекламных плакатах — чёткие и простые формы позволяли прочесть текст даже стоя на отдалении. Однако постепенно их поле применения расширилось. Ими стали набирать и большие тексты.

Посмотри на эту афишу 1897 г. На концах букв нет никаких штрихов. Формы геометричные и чёткие, а толщина линий везде одинакова.

-3

По сравнению с антиквами, гротески появились не так давно. Их часто используют в различных инструкциях и надписях на приборах. Поэтому они кажутся более современными и технологичными.

Некоторые компании специально меняют шрифт в логотипе с антикв на гротески. Так они стремятся показать, что идут в ногу со временем.

В 2012 г. на пост креативного директора модного дома Yves Saint Laurent пришёл Эди Слиман. Он был настроен на кардинальные перемены и сократил название компании до Saint Laurent. Слиман поменял шрифт логотипа на гротеск, отказался от золота и ограничился чёрно-белой гаммой. Многие критики посчитали это неуважением к основателю бренда — Иву Сен-Лорану, одному из величайших модельеров в истории.

Но всё было не так просто. Новое название — дань первой коллекции готовой одежды, Saint Laurent Rive Gauche, которую Сен-Лоран выпустил в 1966 г. Гротескный шрифт тоже взялся не из ниоткуда. Именно такие буквы красовались на вывеске магазина, открытого модельером в Париже. Новый логотип отдавал дань традициям и одновременно обозначал новую эру в истории модного дома.