Даже если вы родились после 2000 года, все равно наверняка видели фильмы с участием Юрия Никулина, ну хотя бы «Операцию Ы» или «Бриллиантовую руку». Но мало кто знает, чем занимался актер до того, как начал сниматься в кино, как жил, в каких еще фильмах играл, где и как прошло его детство и юность.
Как удивляются те, кто не знал, что Юрий Никулин по профессии клоун! Выступал он в качестве помощника у знаменитого Карандаша, после вместе с Шуйдиным уже самостоятельно. Никулин смог совмещать выступления на манеже и актерскую работу. Здесь он не сделал окончательного выбора, ведь он мечтал стать актером (но его не взяли ни ГИТИС, ни ВГИК), но при этом с детства был очарован цирком.
Именно благодаря родителям Никулин стал таким, каким его знает и любит вся страна. Они были творческими людьми. Отец писал статьи и заметки, сотрудничал с газетами. В Демидове, где сначала жили Никулины, сам организовал передвижной театр и ставил спектакли; тренировал футбольную команду. Записывал анекдоты (позже так стал делать и его сын), любил хороший юмор, много уделял времени развитию сына: пел вместе с ним, играл, занимался художественным чтением, а когда Юра подрос, помогал ему в работе и часто писал сценарии для его выступлений. До самой смерти отца Никулин советовался с ним, делился переживаниями и впечатлениями от съемок.
Мама актера играла в драматическом театре в Демидове. Во время войны и после работала в скорой помощи.
В своих мемуарах Никулин вспоминает: «…я всегда знал все наши домашние дела, слушал все разговоры отца с матерью, и что мне приятно отметить с точки зрения взрослого человека это поразительную верность отца и матери друг другу, их любовь, заботу друг о друге».
Когда Юре было 4 года, Никулины переехали в Москву. Можно сказать спонтанно, по приглашению знакомого: квартиру, где жил приятель отца с семьей хотели уплотнить, а ему не очень хотелось соседствовать с незнакомыми людьми. Жили тесно, в 9-метровой комнате, денег не всегда хватало, но это было счастливое детство. Соседи жили дружно, часто собирались на кухне, устраивали посиделки, домашние вечера; дети играли вместе и обсуждали книги, на выходных ходили на каток, в парк или кино.
Во дворе была дружная компания мальчишек и девчонок, которые любили розыгрыши и сценки, и Юра часто был главным актером– ребята считали, что у Никулина получается естественно играть роль.
Много всего случалось во дворе: стычки с ребятами из соседних дворов, собрание тайных обществ, ночевки на крыше гаража, милиционер, пришедший за реквизитом, который маленький Юра и его друг утащили из Театра рабочих, чтоб обустроить свой штаб (кстати, это было первым соприкосновением Никулина с театром).
В школе Никулин тоже с удовольствием принимал участие в спектаклях, смешил одноклассников, парадируя учителей.
В армию Никулина призвали в ноябре 1939 года, когда ему еще не исполнилось 18 лет. Из-за высокого роста его не взяли в бронетанковые войска, но предложили артиллерию. Никулин радостно согласился.
Проводы в армию были не такие, как сейчас. Утром – парикмахерская, днем – посещение родственников, вечером – театр, а после чай с семьей и провожающими. На призывной пункт с Юрой пошел отец.
Служил Никулин в Ленинградской области, в районе Сестрорецка, почти на границе с Финляндией. Сразу почувствовал разницу между свободной жизнью на гражданке и строгой армейской, тем более что началась война с Финляндией. Но было и много забавных случаев, пригодилось и умение посмеяться над собой. Никулин вспоминает, как выиграл однажды спор с сослуживцем: кто знает больше анекдотов. Надо сказать, что Никулин даже в армии вел тетрадку, куда записывал новые анекдоты, и перед началом состязания он, конечно, перечитал все записи.
Весной 1941 Никулин начал готовиться к демобилизации, тогда он еще не знал, что вернется домой только через пять лет, в 1946 году.
Узнал девятнадцатилетний Юра голод и холод, куриную слепоту, видел смерть товарищей и мирных жителей Ленинграда: «…первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. "..."
Смерть на войне, казалось бы, не должна потрясать. Но каждый раз это потрясало. Я видел поля, на которых лежали рядами убитые люди: как шли они в атаку, так и скосил их всех пулемет».
Не пережили блокаду родственники Никулиных, не успевшие эвакуироваться из города. Побывал Юра и в госпитале: один раз с воспалением легких и почти сразу же с контузией.
Несколько раз Никулин мог погибнуть: и каждый раз как будто только случайность спасала будущего актера. Один раз Никулина позвал товарищ закурить, Юра быстро перебежал в соседний окоп, и через секунду в том место, где только что сидел Никулин,разорвался снаряд. В другой раз Никулин крепко спал, начался обстрел, и товарищи никак не могли разбудить его, на пинки и толчки он только отмахивался. Тогда его вынесли на улицу спящим – почти сразу сарайчик разлетелся от взрыва бомбы.
Только летом 1946 года Никулин вернулся домой. Вернулся в звании старшего сержанта с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».Приехал, не сообщая никому, – решил сделать сюрприз родителям.
К радости от возвращения домой примешивалась горечь: погибли одноклассники и многие ребята со двора.
Первый раз пришлось пережить и безответную любовь: девушка, с которой переписывался Никулин и которой сделал предложение, отказала ему и вышла замуж за летчика.
Теперь Никулину нужно было решить, чем он будет заниматься. Если бы не война, он бы уже получил образование, работал… Но сейчас чувствовал, что 7 лет, проведенных в армии и на войне, в какой-то степени расслабили его, ведь все действия были подчинены строгому порядку. Сейчас нужно было срочно искать себя...